23.12.2014 11:30
УрФО

С Ямала в Ленобласть впервые прибыл тяжеловесный поезд с газом

Реализация железнодорожных проектов дает толчок развитию промышленности в регионе
Текст:  Юлия Вострецова
Российская газета - Спецвыпуск: Сделано в УрФО №292 (6564)
Экономика ставит перед железнодорожниками новые задачи по развитию технологий и комплексных транспортно-логистических услуг.
Читать на сайте RG.RU

Первого декабря со станции Лимбей (ЯНАО) Свердловской железной дороги впервые отправился тяжеловесный поезд весом 9 тысяч тонн с газовым конденсатом, который прибыл в пункт назначения - на станцию Лужская в Ленинградской области - без переформирования в пути следования. Маршрут проходит по четырем дорогам: Свердловской, Горьковской, Северной и Октябрьской. Для беспрепятственного пропуска состава на всем пути следования разработан специальный график.

Вскоре на этом направлении будет организовано постоянное движение поездов с наливными грузами на договорной основе. Цель новации - освоение перспективных объемов перевозок, в том числе углеводородных грузов из Сургутского региона. В первую очередь зеленый свет будет обеспечен при движении тяжеловесных поездов, следующих в морские порты Северо-Запада.

Отметим, что 2014 год Свердловская магистраль (филиал ОАО "РЖД") завершает с ростом показателей. Во многом это обусловлено экономической ситуацией в регионах присутствия: увеличением добычи и переработки углеводородов на севере Тюменской области, наращиванием производства удобрений в Пермском крае, значительным объемом строительных и горно-металлургических грузов в Екатеринбургском и Нижнетагильском регионах.

При этом текущие тренды российской экономики напоминают нам о кризисе 2008-2009 годов. Действительно, железная дорога - это индикатор состояния экономики. Когда происходит рост или падение в промышленности, это сказывается на работе магистрали. Сегодняшняя ситуация в реальном секторе и ряде других отраслей тревожная. Выходит, железнодорожникам остается затянуть пояса и ждать обвала грузоперевозок?

Отнюдь. Как подчеркнул на прошедшей в октябре XII Международной конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство" президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, в этих условиях стратегическим ориентиром отрасли должно стать предоставление комплексных интегрированных услуг.

- Мы готовы предложить клиентам не просто перевозку, а доставку грузов "от двери до двери", организацию международной перевозки с участием нескольких видов транспорта, - отметил глава компании. Уже сейчас крупнейшие российские компании, в том числе ЕВРАЗ, МЕЧЕЛ, СУЭК, "Сибирский Антрацит", при организации транспортировки своих грузов отдают предпочтение сквозным услугам транспортно-логистического холдинга "РЖД", в которые входят перевалка и экспедирование грузов в портах, морской фрахт, перевозка как по российским, так и по иностранным железным дорогам.

СвЖД в сегодняшних непростых условиях также активно ведет работу, направленную на повышение привлекательности железнодорожного транспорта. На основе анализа грузопотоков разрабатываются альтернативные транспортные схемы с использованием тарифного коридора, выгодные для бизнеса: скидка на грузовой тариф может достигать 21,5%.

- Анализ индексов промышленного производства по субъектам РФ в целом и по отдельным грузообразующим отраслям свидетельствует о глубокой интеграции железнодорожного транспорта в экономику регионов и устойчивом развитии отраслей, для которых железнодорожные перевозки являются определяющим фактором роста, - отмечает начальник СвЖД Алексей Миронов.

После ввода рядом западных стран санкций против нашей страны внимание государства и многих российских компаний обращено на восток. Очевидно, что для сохранения устойчивых позиций России необходимо формирование новых драйверов для вывода страны на более высокие темпы экономического роста - и развитие железнодорожной инфраструктуры способно стать стимулирующим элементом.

В свете ожидаемых изменений и Свердловская железная дорога должна с запасом обеспечить потребности отечественных компаний и их зарубежных партнеров в транспортных и логистических услугах.

- Уральский регион активно развивается в качестве мультимодального инфраструктурного центра, связывающего и распределяющего пассажирские, грузовые, информационные и финансовые потоки между Европой и Азией. При этом растущая загруженность железнодорожной инфраструктуры и объективный рост транспортной активности промпредприятий требуют принятия системных и долгосрочных решений, которые позволят повысить эффективность транспортной системы в целом, - считает Алексей Миронов.

В регионе Свердловской железной дороги, по прогнозу Института экономики и развития транспорта, грузооборот к 2020 году увеличится на 30%, превысив абсолютный максимум, достигнутый в 1988 году (203,7 миллиарда тонно-километров). Коэффициент использования пропускной способности на ряде направлений будет предельным. Поэтому важнейшей задачей на ближайшие годы остается снятие инфраструктурных ограничений. Для ее решения сформирована программа из 18 стратегических проектов с общим объемом вложений с 2013 до 2020 года 266 миллиардов рублей.

Реализация инвестпрограммы не только способствует увеличению грузопотока, но и стимулирует промышленный рост в Уральском регионе, ведь железная дорога является крупнейшим потребителем продукции предприятий транспортного машиностроения и металлургии. С начала 2014 года для нужд ОАО "РЖД" закуплено продукции промышленных предприятий на 14,7 миллиарда рублей (без учета приобретения подвижного состава). СвЖД обеспечивает заказами 12 уральских заводов, что способствует сохранению социальной стабильности на территории. Несмотря на системное недофинансирование железнодорожной отрасли, в 2014 году инвестиционный бюджет Свердловской магистрали составил 27,4 миллиарда рублей.

Основная часть инвестиций была направлена на мероприятия по увеличению пропускных и провозных способностей дороги. Так, по итогам года будут введены в эксплуатацию 33,8 километра вторых путей на участке Тобольск - Сургут - Коротчаево, началась реконструкция станций Тобольск и Демьянка, строительство третьего главного пути на участке Косулино - Баженово Транссибирской магистрали, который сегодня является барьерным местом для пропуска вагонопотока с севера УрФО.

Существенно обновился и парк тягового подвижного состава: в 2014 году приобретены 34  единицы, из них 20 - магистральные электровозы 2ЭС10, 2ЭС6 (продукция завода "Уральские локомотивы"). Напомним,  локомотив 2ЭС10 "Гранит" способен водить поезда весом примерно на 40-50% больше, чем электровозы серии ВЛ11. Использование "Гранитов" дает возможность существенно повысить производительность и энергоэффективность железнодорожных перевозок. Также на полигоне СвЖД проходит опытная эксплуатация инновационных локомотивов на газомоторном топливе - газотурбовоза ГТ1h и маневрового тепловоза с газопоршневым двигателем ТЭМ19. ГТ1h способен развивать значительную мощность (8,3 МВт) при сравнительно небольших размерах и массе и осуществлять вождение составов весом до 15 тысяч тонн. Эксплуатация таких локомотивов позволяет снизить затраты на приобретение топлива, а также в 2-2,5 раза снизить выброс вредных веществ в атмосферу.

Оптимизация затрат в целом - одно из важнейших направлений работы железнодорожников, особенно актуальное в сегодняшних экономических условиях. Для повышения эффективности перевозочного процесса и улучшения пропускной способности на СвЖД организовано движение грузовых поездов по расписанию. За 2014 год в таком режиме проследует более
3,6 тысячи грузовых составов, что на 15,9% больше, чем в прошлом году, а объем перевезенных ими грузов на 17,4% превысит результат 2013 года. Графиковая перевозка грузов осуществляется по 12 направлениям. Благодаря такой оптимизации удалось на 31,2% сократить количество задействованного подвижного состава, более чем на 30% - сроки доставки. Планируется таким же образом организовать работу еще по 17 направлениям.

Снизить расходы и увеличить при этом пропускную способность сети позволяет и формирование поездов повышенного веса и длины: за год по магистрали проследует более 7000 поездов весом 7-9 тысяч тонн, в том числе с фиксированными весовыми нормами. Эта технология позволяет избегать задержек в движении транзитного вагонопотока, повысить его скорость, минимизировать расходы. Так, в 2014 году только исключение дополнительных отцепок групп вагонов позволит СвЖД сэкономить до 20 миллионов рублей.

В рамках внедрения технологии вождения тяжеловесных поездов на полигоне Кузбасс - Северо-Запад на Свердловской магистрали организовано вождение поездов весом 8 тысяч тонн на направлении Называевская - Екатеринбург - Пермь - Балезино, также осуществляется пропуск угольных маршрутов поездами весом 9 тысяч тонн с Колчедана на Дружинино. Количество "девятитысячников" на главном ходу дороги будет поэтапно увеличиваться.

УрФО Урал и Западная Сибирь