- И этот вариант не последний. Вопрос воспитания остро встал, когда обсуждались новые федеральные стандарты для школы. Признание важности воспитания стало сейчас в России национальным приоритетом,- подчеркнул заместитель министра науки и образования Вениамин Каганов.
Мир оказался в условия, когда рушатся базовые ценности, в том числе семейные, духовные, нравственные. В нашей стране вопросам воспитания традиционно уделялась большая роль, но в последние два десятилетия ситуация поменялась. Вдобавок, новые законы фактически объявили школу "территорией образовательных услуг". При том, что более 70 процентов родителей ждут от нее не только знаний, но и воспитания. В качестве самой важной задачи проект стратегии называет формирование гражданско-правовой и поликультурной российской идентичности. Приоритеты стратегии: соблюдение интересов каждого ребенка, обеспечение условий для развития личности, право на изучение родного языка, развитие патриотизма и активной гражданской позиции, терпимое, толерантное отношение к представителям разных конфессий. Эксперты честно предупреждают: сфера воспитания очень трудно поддается законодательному регулированию. С одной стороны речь идет о государственном документе, с другой - стратегия должна быть написана максимально ясно и просто, чтобы ее могли прочитать учителя и родители.
Задача воспитания тесно связана с культурной средой, которая окружает ребенка. А это не только семья и школа, но и дополнительное образование. По словам вице-премьера Ольги Голодец, большая часть детей сейчас посещает спортивные секции.
- 21 процент школьников занимается в музыкальных кружках. На естественно-технические и научные приходится по 6 процентов, - рассказала вице-премьер.- У нас есть контрольная цифра - в системе дополнительного образования должно заниматься 75 процентов детей. Есть регионы, где эти показатели выше, но в целом по стране до норматива мы пока не дотягиваем.
Александр Федоров, директор детского музыкального театра юного зрителя , считает, что сегодня есть большой резерв по включению детей в театральное творчество.
- В театральных коллективах занимается 105 тысяч человек. Мы недавно смотрели статистику: почти все, кто прошел театральные кружки или студии, состоялись как успешные люди, - говорит директор. - но есть и проблемы: у нас нет единой информационной площадки для общения, мы не получаем гранты, трудно подобрать репертуар.
Еще одна сложность состоит в том, что детские театральные объединения находится в зоне внимания двух ведомств - Минобрнауки и Минкульта. В регионах представителям этих двух ведомств не всегда удается найти общий язык.
Кстати, недавно президент пообещал поддержку детским театральными коллективам. Уже решено, что в Артеке каждый год будут проходить театральные смены. В каждой смене отдохнут 40 самых лучших воспитанников театральных коллективов, которые помогут создавать в лагере свои детские труппы.