Еще пару месяцев назад курс вождения в Петербурге можно было пройти за 25 тысяч рублей, а сегодня средняя стоимость обучения составляет уже порядка 40-50 тысяч. Представители автошкол кивают в сторону новых требований, которые начали действовать с 12 августа этого года. Напомним, правила утвердило министерство образования и науки РФ с целью сократить количество недобросовестных учреждений. Нормы регулируют весь процесс подготовки водителей - от условий обучения до уровня компетентности педагогов.
Так, например, с лета существенно увеличилось учебное время. Вместо 156 часов на подготовку отводится 190. Большая часть из них, 130 часов, предназначена для освоения теории, еще 56 - практические занятия и четыре часа - экзамен. Помимо этого, в автошколах ввели новые предметы, например "Влияние транспорта на окружающую среду", и повысили требования к техническому оснащению - без интерактивных досок, тренажеров и прицепов к машинам разрешение на работу не получить. По словам экспертов, получению лицензии, как правило, предшествуют огромные траты. Именно отсюда в первую очередь увеличение цены.
- Автошколы не преследуют цели обогатиться, все дело в том, что нам приходится нести дополнительные расходы, - комментирует заместитель директора одной из петербургских автошкол Сергей Голик. - К примеру, если раньше мы имели двух специалистов, то теперь к ним прибавляется еще один - психолог. Ему ведь тоже нужно платить зарплату. Высокие требования предъявляются и к качеству асфальтового покрытия, и к самой эстакаде. Все это серьезные коммерческие вложения.
Однако самый дорогостоящий пункт в этом списке - площадка. По новым нормам, чтобы получить право на обучение, автошкола должна иметь автодром площадью не менее 0,24 гектара. При этом территория должна выглядеть как полноценная улица со светофорами, железнодорожными путями и прочими препятствиями. По мнению специалистов, на весь Петербург таких автодромов наберется не более пяти.
- Найти такой кусок свободной земли в городе тяжело, и речь не только о центре. КУГИ по каким-то своим соображениям участки в аренду не сдает, поэтому подавляющее большинство вынуждено арендовать территорию у собственников по немалой стоимости, - поясняет Голик.
В итоге из 160 зарегистрированных в Северной столице автошкол разрешение на деятельность есть только у 15. И хотя рынок таких услуг ощутимо поредел, многие продолжают работать. Объяснение у всех одинаковое: "Мы проверку прошли, но лицензии пока нет - это дело времени". Кстати, как отмечают специалисты, наблюдаемое уменьшение числа автошкол тоже является одним из факторов подорожания.
Возможно, что на этом история не закончится - в ноябре МВД предложило увеличить пошлину на получение водительского удостоверения в шесть раз. Кроме того, если проект одобрят, водители будут отдельно платить за каждый экзамен, а именно: сдача теории, согласно документу, будет стоить одну тысячу рублей, вождение на автодроме - 1,5 тысячи рублей, вождение в городе - две тысячи рублей. Введение таких мер, по мнению представителей министерства, будет финансово стимулировать кандидатов более качественно готовиться к экзаменам.
Тем временем
ГИБДД собирается аннулировать удостоверения водителей, которые прошли или проходят обучение в нелицензированных автошколах. Как пояснил старший инспектор по особым поручениям Александр Лыткин, если у образовательной организации нет необходимых документов для обучения кандидатов в водители, полученные выпускниками права признаются незаконными. Отметим, что аккредитацию прошли лишь около 15 процентов автошкол в России.