В суд обратился бывший старший прапорщик МВД Иван Марков. В 2003-2012 годах он по контракту провел в командировках 445 суток, принимая участие в боевых действиях на Кавказе. В 2013 году Марков был досрочно уволен со службы по состоянию здоровья и рассчитывал на компенсацию взамен дополнительных суток отдыха за командировки. Однако командование, а затем военные суды в выплатах ему отказали, ссылаясь на особый статус его части.
По норме закона, общая продолжительность еженедельного служебного времени контрактников не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами. Если же возникает служебная необходимость, то превышение может компенсироваться дополнительными днями отдыха, которые можно присоединить к отпуску. По желанию можно получить компенсацию.
Но это не распространяется на военнослужащих частей постоянной готовности. Им предусмотрены ежемесячные выплаты, и Марков эти деньги получал весь срок службы. Но, по его мнению, такая практика все равно нарушает целый ряд статей Конституции РФ. КС с позицией экс-прапорщика не согласился. Право граждан на отдых закреплено в Конституции, но для контрактников реализация этого права имеет свои особенности. При этом определение форм компенсации для них - прерогатива законодателя и исполнительной власти.