30.12.2014 00:40
Экономика

Эксперт: Российские законы уделили ГЧП скромное место

Телекомы готовы выполнять социальные проекты на основе ГЧП
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №50 (979)
Связь и телекоммуникации важны не только для человека, но и для государства. Для России иметь хорошо развитую и эффективную телекоммуникационную инфраструктуру важно, пожалуй, вдвойне. Именно связь и транспорт могут обеспечить единое экономическое и социокультурное пространство такой огромной страны, расположенной на территории 17 млн кв. км. Это почти в четыре раза больше площади всех стран, входящих в Евросоюз.
Читать на сайте RG.RU

Александр Ромашко, генеральный директор агентства "Бонус-медиа"

К сожалению, сегодня наступили не лучшие времена и для отечественной экономики в целом, и для телекоммуникаций в частности. По оценкам аналитиков, в ближайшие три года рынок вряд ли сможет расти более чем на 4%. Будут определенные сложности с привлечением инвестиций, поставками оборудования, подпадающего под санкции Запада. Вынужденная переориентация на восточных производителей и поставщиков требует времени и не решает проблемы импортозависимости отрасли. Таковы макроэкономические условия, в которых вынужден работать отечественный телеком.

Банк России опубликовал меры по поддержке финансового сектора

Однако основная причина падения темпов роста в отрасли все-таки не только в этом. Для телекома, по сути, закончился этап экстенсивного развития. Участники рынка активно, а порой агрессивно расширяли географию своего присутствия и множили клиентскую базу. Сегодня этот ресурс исчерпан практически во всех основных сегментах рынка.

Телеком стоит перед необходимостью существенного пересмотра финансовой, инвестиционной, технической и структурно-управленческой политики, чтобы преодолеть полосу "стагнации рентабельности", на которой он оказался в силу внешних и внутренних обстоятельств.

Одним из возможных вариантов могло бы стать расширение более продуманного и просчитанного на перспективу сотрудничества с государственными структурами. То, что называется государственно-частным партнерством (ГЧП). Для отечественного телекома это еще не до конца освоенная ниша.

Взаимодействие государства и частного сектора, как правило, направлено на решение общественно значимых задач. Именно поэтому наиболее характерным примером ГЧП в телекоме можно считать программу по ликвидации "цифрового неравенства" и Олимпиаду в Сочи.

Проектом ликвидации "цифрового неравенства" предусматривается строительство всероссийской сети широкополосного доступа в Интернет. Для его реализации выбран "Ростелеком", которому предстоит проложить в удаленных регионах страны около 200 тыс. км новых волоконно-оптических линий связи. Проект должен охватить около 13 600 деревень с населением от 250 до 500 человек, где проживают в общей сложности более 4 млн человек. Ни одна бизнес-структура не решилась бы пойти на такие колоссальные затраты, зная, что они, скорее всего, не окупятся в обозримом будущем. А с государственным финансированием и привлеченными госструктурами крупными инвестициями такой амбициозный проект становится коммерчески привлекательным.

В государственном проекте подготовки инфраструктуры зимней Олимпиады-2014 в Сочи приняли участие крупнейшие игроки российского телекома. Работы велись в течение шести лет, на их выполнение потрачено около полумиллиарда долларов государственных и частных инвестиций. В результате сочинская Олимпиада на международном уровне признана самой технологичной за всю историю Игр.

В российском законодательстве ГЧП уделяется довольно скромное место, законопроект об основах ГЧП пылится в Госдуме. Тем не менее сложившаяся практика дает возможность взаимодействовать государству и бизнесу на определенных принципах. Их не так много, и все они сводятся к распределению прав и обязанностей в совместных проектах. Как правило, государство выступает инициатором совместных проектов, и поэтому чаще всего соглашения заключаются на его условиях. Пока оно предпочитает оставлять за собой право собственности на особо важные объекты. Хотя нельзя не учитывать и лоббистские возможности бизнеса, и не всегда полное единодушие ведомств относительно того или иного проекта. Нет, например, окончательного государственного решения по поводу судьбы обширной периферийной сети, строящейся по программе ликвидации "цифрового неравенства". То ли отдать ее "Ростелекому", то ли передать ему же в лизинг, то ли оставить за государством.

В сложившейся обстановке телеком-бизнесу не стоит ждать "у моря погоды" и рассчитывать на крупномасштабные государственные предложения. Кроме создания телекоммуникационной инфраструктуры чемпионата мира по футболу надеяться особо не на что. Поэтому самое время самим выступать инициаторами социально значимых проектов как на федеральном, так и на местном уровнях.

Телекомам и ИТ-компаниям стоит обратить внимание на сотрудничество с государством в научно-технической области. Пока что наш телеком в основном пользуется достижениями зарубежных разработчиков и производителей. Но события последнего времени показывают, что эти источники развития могут перекрываться.

Что касается государственной поддержки отечественного телекома и информационных технологий, то бизнес вполне бы устроило всего несколько кардинальных позиций. Во-первых, финансирование или компенсация расходов за реализацию социально значимых, но коммерчески непривлекательных проектов. Во-вторых, формулирование четких и долговременно действующих правил ГЧП. В-третьих, в целом дальнейшая либерализация рынка телекоммуникаций, упрощение и сокращение нормативной базы, регулирующей ведение телеком-бизнеса. И, наконец, доступ через контролируемые государством банки к "длинным деньгам". Без них трудно выступать инициаторами и исполнителями важных для государства социальных проектов и программ в области телекоммуникаций и обеспечения населения от различных видов телефонии до скоростного доступа в Интернет и возможности принимать наземное эфирное, спутниковое или кабельное телевидение.

Бизнес