30.12.2014 00:49
Экономика

Эксперт: Треть регионов обратится за кредитами в следующем году

В следующем году треть регионов обратится за кредитами
Текст:  Ольга Бухарова
Российская Бизнес-газета - : №50 (979)
В 2015-2017 гг. объем долга и расходов региональных и муниципальных бюджетов будет расти. К такому выводу пришли аналитики Standard & Poor s. Уже сейчас у большинства регионов отмечаются "негативные" прогнозы по рейтингам, что говорит об ухудшении кредитоспособности, отмечают в S&P.
Читать на сайте RG.RU
Российский рынок кредитования продолжил рост, несмотря на кризис

Так, по данным S&P, на 1 декабря 2014 года более половины российских регионов имеют "негативный" прогноз по рейтингам агентства, среди них - Сургут, Башкортостан и Ямало-Ненецкий автономный округ. Такой прогноз дает повод говорить о возможности ослабления их финансовых показателей и показателей ликвидности.

Несмотря на то, что в этом году ожидалось ухудшение ситуации в регионах, по данным S&P, финансовые показатели регионов и муниципалитетов остались пока на уровне 2013 г. Позитивную динамику подтверждает и директор региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП) Наталья Зубаревич: в первой половине этого года доходы местных бюджетов выросли в 72 из 83 регионов. "Главным доходным источником для большинства регионов России стал НДФЛ, - отмечает она. - Налог на прибыль доминирует в структуре доходов только бюджетов Тюменской и Сахалинской областей, достигая 68-72%. Для Тюменской области это основной источник ренты. Для Сахалина возможность получать значительные поступления налога на прибыль обеспечена режимом СРП. Доля налога на прибыль устойчиво повышена в ведущих нефтегазодобывающих регионах (ХМАО, ЯНАО, Оренбургская область - 30-31%), в 2014 году она значительно выросла также в Ленобласти (36%) и в Мордовии (32%)".

Главный плательщик налога на имущество - крупный бизнес, поэтому этот налог составляет существенную долю доходов в бюджетах нефтегазодобывающих регионов (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский АО), регионов с крупными металлургическими предприятиями и атомными электростанциями (Белгородская, Липецкая, Тверская области), а также агломераций с развитой сетью торговых и логистических центров (Московская, Ленинградская области). Ненецкий АО выделяется особой структурой доходов, он живет за счет роялти и налогов на имущество крупнейших нефтегазодобывающих компаний.

По мнению директора Института реформирования общественных финансов Владимира Климанова, в следующем году также наполнение казны будет во многом зависеть от собираемости НДФЛ и налога на прибыль.

В 2014 году правительство приняло ряд мер по финансовой поддержке регионов и муниципалитетов. Кроме того, правительство увеличило объем предоставляемых межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов по сравнению с объемом, первоначально запланированным в федеральном бюджете, отмечают аналитики S&P. "Почти 3/4 регионов (60 из 83) получили больше трансфертов, чем в 2013 году, - добавляет Наталья Зубаревич. - Высокие темпы роста трансфертов в Санкт-Петербурге, Калужской, Липецкой областях, Ханты-Мансийском и Ненецком АО, а также в Астраханской, Оренбургской и Самарской областях обусловлены в основном эффектом низкой базы.

В итоге, как и ожидалось, правительство предоставило территориям приблизительно такой же объем межбюджетных трансфертов, как и годом ранее, несмотря на планы по сокращению финансовой помощи. По прогнозу S&P, в 2014 году межбюджетные трансферты составят около 2,2% ВВП по сравнению с 2% согласно первоначальному варианту федерального бюджета. В денежном выражении это 170 млрд рублей, которые в основном будут направлены для частичного софинансирования повышения заработной платы работников бюджетной сферы.

Число регионов с дефицитным бюджетом выросло до 77

Правительство также предоставило регионам и муниципалитетам дополнительные источники доходов - модернизированный налог на имущество физических лиц и специальные сборы с бизнеса, которые муниципальные образования могут начать взимать с 2015 г., отмечается в отчете S&P. Однако аналитики считают, что в результате местные власти не получат существенных дополнительных доходов, и от введения этих мер выиграют в первую очередь регионы с самым высоким уровнем благосостояния, особенно Москва, а не регионы со значительными потребностями в расходах.

В 2015 году правительство, вероятно, несколько снизит давление на расходы территорий, считают эксперты. В S&P также полагают, что правительство частично скорректировало некоторые целевые показатели расходов на 2015 год, ограничив темпы роста заработной платы в бюджетном секторе уровнем всего 5,5%, что ниже прогнозируемого уровня инфляции в России и намного ниже первоначально запланированных показателей.

- Не может не вызывать беспокойства и тот факт, что проводимые преобразования в распределении расходных обязательств на деле ведут к новому снижению самостоятельности муниципальных образований, - рассказал "РГБ" Владимир Климанов.

Регионам теперь разрешено занимать на внешних рынках, однако они не особенно стремятся обращаться за помощью извне, предпочитая федеральные кредиты. В S&P полагают, что их объем не уменьшится. В 2014 году федеральное правительство почти вдвое увеличило объем предоставляемых бюджетных кредитов региональным и местным органам власти - до 230 млрд рублей по сравнению со 120-130 млрд рублей в 2012-2013 гг. Аналитики отмечают, что краткосрочные кредиты помогут свести концы с концами самым слабым регионам. Хотя в прошлом году среди крупнейших получателей были Татарстан, Краснодарский край и Москва. В S&P отмечают, что новые бюджетные кредиты фактически отложат решение проблемы рефинансирования на 2017 год, когда наступит срок их погашения. По оценкам агентства, почти треть регионов станут получателями этой дополнительной поддержки. Ведь новые бюджетные кредиты предоставляются по ставке всего 0,1% по сравнению примерно с 4% в последние два года.

Бюджеты регионов