"Учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами по "Отче наш..."", - цитирует патриарший указ портал "Патриархия.Ru".
Что такое царские врата?
Как известно, храм делится на три части: сначала, по ступенькам мы попадаем на паперть (это еще не часть храма, а только площадка перед входом в храм) и входим внутрь, в первую часть храма, так называемый притвор. В притворе обычно располагается свечная лавка, в притворе служатся панихиды по усопшим, тут же располагается стол для пожертвованного съестного. Здесь же, в притворе, стоят люди, считающие себя недостойными пройти в центр храма, например, те, кто еще не принял Крещения. За притвором идет вторая часть храма - центральная часть, с иконами на стенах, тут верующие стоят во время богослужений, и во время главного богослужения - Божественной литургии.
Перед верующими расположен иконостас, который и отделяет первые две части храма от главнейшей его части, от святая святых - алтаря. В алтаре (от латинского "возвышенное место") происходит главное Таинство Церкви - а именно Таинство Евхаристии: претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Именно в алтаре священники читают т. н. тайные молитвы. Песнопения, молитвы, произносимые во время богослужений вслух - только верхушка айсберга Божественной литургии, большая часть молитв читается священниками тайно, то есть сокрыто от слуха людей, и происходит это в алтаре. Алтарь у нас соединен с центральной частью храма тремя дверьми, так называемыми вратами, центральные врата и называются царскими. Царскими, потому что через них во время литургии выносятся Святые Дары - то, чем верующие будут причащаться, так к верующим выходит Сам Господь - Царь Славы - Святыми Дарами: Телом и Кровью Христовыми. В богослужении открытие царских врат символизирует "отверзение Небесного Царства". Сквозь царские врата позволяется проходить только священнослужителям. Что касается алтаря, то вход туда заказан женщинам и мирянам, не причастным к богослужениям (кроме случаев специального благословения, и только для мужчин или женщин преклонных лет).
Обычно, во время самого Таинства Евхаристии, царские врата закрыты. Исключение Пасха, а точнее, вся Светлая седмица - неделя после Пасхи. Открытые царские врата в это время символизируют то, что Христос победил смерть и даровал нам всем Царствие Небесное. Остаются открытыми царские врата и во время литургий, совершаемых архиреями - епископами, архиепископами, митрополитами, Патриархом.
Но во время литургии, совершаемой обычным священством во все дни, кроме Пасхи и Светлой седмицы, царские врата закрыты.
Теперь вот, с 7 января 2015 года, согласно указу Патриарха, на Божественной литургии праздника Рождества царские врата будут открытыми во всех храмах Русской Православной Церкви.
Безусловно, такой шаг открытости, шаг доверия к людям - это не только желание нашего еще большего просвещения, но и жажда разделить радость богообщения со всеми, кто придет на Рождество в храм. Чтобы мы не просто формально стояли в храме, а прочувствовали, ощутили и свое единство - миряне с духовенством, и то, что Бог, которому мы молимся - Бог живой.
Своим указом Патриарх восстанавливает древнюю традицию: в первые века христианства пространство алтаря во время богослужения не было сокрыто от глаз молящихся. Алтарь - символ Рая, Царствия Божьего. Открытые царские врата символизируют открытые двери в Царство Божие для всех молящихся.