- А чего же крокодил тогда людей ест, если добрый такой? - спросил я, давясь от смеха, потому что иначе воспринимать манеру объяснения гида было невозможно.
- Ну, он же все-таки крокодил! Не надо к нему в лужу лезть, а так он хороший, - снова улыбнулся всем ртом бирманец. - Пойдем, покажу сначала самых маленьких, а потом побольше.
- А кормить крокодила будем? - спросил я.
- Ну, если угостишь его, то будем. Миска с рыбой стоит один доллар, но есть сбегутся много крокодилов. Они хоть и ленивые, но есть всегда хотят. Будет интересно, - ответил гид, грозя отправить меня в нокаут от смеха своей забавной и очень доброжелательной манерой рассказа. - Кормить крокодила будешь? - поинтересовался он.
- Конечно буду! Чтоб меня не съели, пусть лучше рыбой питаются, - пошутил я.
- Хорошо, ты тоже добрый, прямо как крокодил, - добил меня комплиментом бирманец. К нему было невозможно не проникнуться симпатией и расположением. Как оказалось, этот человек - замечательный специалист по крокодилам, который всю жизнь прожил с ними и, пожалуй, понимал их очень хорошо, действительно считая их "очень добрыми, хотя и ленивыми".
"Ясли" для хищников
Так началась моя экскурсия на крокодиловую ферму в крупнейшем городе Мьянмы (старое название - Бирма) Янгоне. Может кому-то нравятся шоу и трюки с крокодилами, которые мне ранее довелось видеть в Таиланде, но здесь было простое "промышленное производство рептилий для нужд национальной экономики". Не шоу, не зоопарк, а именно ферма. Туристов туда, как выяснилось, за небольшую плату пускают, чем я и воспользовался. Кто-то выращивает кур, кто-то разводит свиней, кто-то страусов, а здесь - крокодилов.
Условия для этого в одном из отдаленных микрорайонов Янгона были оптимальные - соответствующий климат и протекавшая рядом река, которая вскоре впадала в море.
По непонятной мне причине туристы не очень балуют это место своими посещениями, а потому рассказывавший про "добрых, но ленивых крокодилов" смотритель фермы охотно взял на себя роль гида.
- Вот здесь у нас "детский сад" для крокодилов. Они еще совсем маленькие. Жаль, сейчас яиц, из которых они вылупляются, показать не могу, все уже вылупились, но вот смотри - это наши малыши. Им всего лишь пару недель, - пояснил бирманец, с любовью взяв на руку действительно казавшихся игрушечными двух маленьких рептилий. Они лежали в небольшом "домике", где постоянно для обогрева горела лампа. В небольшом загоне перед каждым домом лежала горка креветок.
- Крокодилы, конечно, едят и любят мясо. Но у нас страна бедная, мы не можем кормить их мясом, это слишком дорого, кормим рыбой или другими морепродуктами, - рассказал он.
Таких инкубаторов в "яслях" фермы было несколько сотен. Вся же ферма, достаточно обширная по площади, была разделена на три неравные части: эти самые "ясли-детсад", куда приносили яйца и где новорожденные крокодилы проводили первые недели своей жизни. Затем их переселяют в другую часть, которая также состоит из десятков, если не сотен "загонов" - там уже крокодилы взрослее - до трех лет. А потом их уже выпускают в "лужу" - обширный по площади бассейн, который, впрочем, больше напоминал тропическое болото со своими островами, площадками для лежки, деревьями, кустами. Хватало, конечно, места, чтобы растущие крокодилы могли поплавать и порезвиться.
"Заботьтесь о собственной безопасности сами!"
На поверхности мутной воды то строго в ряд, то хаотично были видны спины лежащих в воде крокодилов, сама морда и глаза при этом были над водой. Некоторые время от времени лениво начинали плавать, вылезали погреться на солнышке на сушу или отдельное дерево, либо наоборот также медленно сползали в воду, продолжая наслаждаться своим крокодильим раем. Над всем этим были проложены на достаточной высоте деревянные мостки, перед входом на которые висел забавный по форме исполнения, но весьма актуальный по смыслу плакат. На нем был изображен смешной турист, который загляделся на бабочку, когда к нему тихонько подкрадывался крокодил. Надпись гласила: "Осторожно! Заботьтесь о своей безопасности самостоятельно!"
Впрочем, что с крокодилами были шутки плохи, было понятно сразу. Некоторые лежали на суше прямо под мостками, по которым довелось идти нам, и при этом раскрыли свои пасти, обнажив устрашающие зубы.
Гид же явно был в восторге от своих питомцев. "Смотри! Какой красавец лежит, - сказал он, указав на огромного крокодила, который вылез на кочку и удобно расположился на стволе полупогруженного в воду дерева. - Этому восемь лет. Он тоже ленивый", - снова озвучил одно из основных качеств рептилий гид.
То, что эти "ленивцы" при необходимости могут проявить неожиданную прыть и проворство, стало ясно, когда состоялась обещанная кормежка. Стоило бросить рыбу рядом с одним из дремавших хищников, как он тут же резко разинул свою пасть, моментально поймав корм. На шум под выступом, с которого мне доверили кидать рыбу, сразу собралось более десятка хищников. В процессе "сеанса питания" они толкались друг с другом, клацали пастями, стремясь опередить соперников в борьбе за очередную порцию. В итоге вода под нами бурлила от крутящихся спин хищников, которые постоянно раскрывали пасти.
Вместо одной миски рыбы я скормил им пять - так увлекательно было смотреть на все это.
Шоу с танцующими крокодилами
Оказалось, что у крокодилов есть и своя слабость. Поля зрения крокодила ограничено, он видит только по бокам, недалеко от глаз, а прямо перед пастью - "мертвая зона". Потому рыбу надо было кидать как раз по сторонам, если же корм падал перед носом, то крокодил никак не реагировал, так как ничего не видел.
Мой гид показал, как он использует этот недостаток рептилий, устроив все-таки своего рода шоу. Мы вернулись к площадке, где были многочисленные загоны с крокодилами в возрасте от года до трех лет. Они еще не такие большие (хотя более полутора метров), но уже имеют пасти, которыми легко могут "оттяпать" руку. Бирманец взял палку, подошел к крокодилу поближе и провел недалеко от глаз. Реакция была мгновенной - крокодил резко подпрыгнул и цапнул палку, которую гид быстро вырвал из пасти. Потом он позабавился, дразня крокодила, щелкая его по бокам. Тот же безуспешно пытался поймать палку.
- Молодой совсем и очень горячий, - пояснил бирманец, смеясь и искренне наслаждаясь процессом. Затем он подошел к крокодилу прямо, на что хищник отреагировал, максимально раскрыв пасть. Как оказалось, это была "исходная поза" для небольшого шоу.
- Вот смотри, по бокам он видит, - говорил гид, водя палкой то с одной, то с другой стороны. - А вот по центру нет, - завел палку в раскрытую в угрожающем оскале пасть. - Это как раз мертвая зона. Он будет реагировать, когда только что-то почувствует.
После этих слов бирманец лег прямо перед крокодилом, подвел голову к пасти и в итоге немного завел ее в саму пасть. Признаюсь, было немного страшновато за гида, но, как видно, он знал свое дело. Постояв, упершись на руках, в такой позе несколько секунд, он ловко отошел строго назад и палкой слегка задел по одному и клыков крокодила - тут же пасть захлопнулась, но в ней уже ничего не было.
- Вот если бы я коснулся головой зубов, то и меня бы захватил, а так он просто ничего не видит. Раскрыл пасть и ждет, думает, что страшный, - посмеялся гид, выдав очередную характеристику питомцу. - Крокодил добрый, ленивый, но иногда глупый, хотя все же умный.
Фото на память с крокодилом
- Похоже, что вы их очень любите, - сказал я.
- Конечно! Ну посмотри, ну как их не любить?! Они же такие хорошие, - искренне сказал он, затем начав дразнить палкой своего другого любимца - двухлетнего крокодила-альбиноса. Тот в итоге практически плясал, извиваясь и скручиваясь в немыслимых для этого хищника позах, стараясь ухватить дубинку. Такая "джига" продолжалась несколько минут. Создалось впечатление, что бирманец и его подопечный неоднократно так забавляются, оба получая удовольствие.
- Хороший! - похвалил любимца мой гид, щелкнув его на прощание по хвосту и бросив палку. - Пойдем, теперь будет фото на память с крокодилами, - это уже было обращено ко мне. У меня же эта фраза вызвала некоторое беспокойство, потому что перспектива позировать с головой в раскрытой пасти крокодила меня не очень радовала.
Но все оказалось весьма безопасно. Мы подошли к загону, где были молодые крокодилы, размером в 40-50 сантиметров. Появился помощник моего гида - мужчина в возрасте около 30 лет. Он, сделав пару быстрых финтов перед одним из "мальчишек" (как их назвал гид), схватил его за хвост, потащил на себя, а другой рукой ловко перехватил и сжал пасть. Гид же быстро достал шнур и перевязал пасть. Маленький хищник, который, впрочем, уже успел отрастить весьма большие и острые по виду зубы, стал беспомощен.
Крокодила сначала перевернули брюхом вверх, дав мне потрогать его живот, сопроводив пояснениями "смотри какой мягкий", затем дали погладить спину - "а тут совсем жестко!" - и после этого торжественно вручили мне крокодильчика, посоветовав держать покрепче. Вот с таким хищником я и сделал несколько фото на память.
На вопрос о дальнейшей судьбе крокодилов гид сказал, что проследить весь процесс от яйца до превращения крокодила в дорогой кошелек или дамскую сумку, здесь не получится. Крокодилов продают - либо в частные зоопарки, либо в Таиланд, где с ними уже церемонятся меньше, "широко используя для нужд пищевой промышленности, а также изготовления аксессуаров". Мой хороший знакомый россиянин, который уже давно живет в Мьянме, пояснил, что бирманцы настолько пропитаны буддизмом, что вера не позволяет им убивать живое. А потому выращенных на ферме крокодилов они только выращивают, а затем продают в живом виде - хотя выгоды меньше, но зато карма не будет омрачена грехом убийства живого существа. При транспортировке крокодилов кладут в прохладное место, где те тут же впадают в спячку из-за падения температуры тела.
- Приходи потом еще. Посмотрим, как крокодилы вылупляются из яиц. Маленькие - они такие милые, хоти и взрослые хорошие, добрые, но … ленивые, - со смехом закончил уже я за него. Действительно, с гидом мне повезло - человек явно любил свое дело и своих питомцев. Так что будете в Янгоне - милости просим в гости к крокодилам.