12.01.2015 22:42
В мире

Группа российских спасателей вернулась из Индонезии в Москву

Эксперты приблизились к разгадке крушения лайнера AirAsia
Текст:  Олег Кирьянов (Куала-Лумпур - Пусан)
Российская газета - Федеральный выпуск: №2 (6573)
На дне Яванского моря обнаружены оба "черных ящика" самолета Airbus 320-200 авиакомпании AirAsia, который разбился 28 декабря прошлого года. Ожидается, что информация с самописцев позволит разгадать тайну крушения борта QZ8501.
Читать на сайте RG.RU
Крушение лайнера AirAsia у берегов Индонезии
В Яванском море нашли фюзеляж разбившегося лайнера AirAsia

Как заявил глава ВС Индонезии генерал Моелдоко, первый "черный ящик", который находился в хвосте лайнера, уже подняли на поверхность и отправили в Джакарту. Специалисты приступили к расшифровке данных, которые записаны на носителях аппарата, обещая предоставить первые результаты. Самописец хорошо сохранился, что позволяет надеяться на успех расшифровки данных с него. Как ожидается, в ближайшее время водолазы смогут добраться и до второго самописца. "Он все еще на дне. Но его местонахождение нам уже известно", - заявил Франсискус Соелистио, глава спасательной службы Индонезии.

МЧС

70 спасателей МЧС России и подводный беспилотный аппарат "Фалькон" вернулись вчера в Россию из Индонезии. Это все те, кто участвовал в поисково-спасательной операции в районе Яванского моря. Главное они сделали - найдены тела погибших, обнаружены обломки лайнера Аэробус А320 и удалось засечь сигналы с так называемых "черных ящиков", один из которых поднят на поверхность. Речь о бортовом самописце, который фиксировал всю телеметрию полета авиалайнера. Второй "черный ящик" лежит пока на тридцатипятиметровой глубине. Он прижат обломками фюзеляжа Аэробуса. Дальше только дело техники, и тут уже справятся местные спасатели. Необходимости в помощи российских водолазов больше нет.

Спасатели не исключили взрыва лайнера AirAsia перед падением в океан

Спецборт Ил-76 приземлился на аэродроме Раменское около семи часов вечера. Сотрудников МЧС встречали жены и дети, а "Фалькон" ждал автопогрузчик. Его официальное название - телеуправляемый глубоководный необитаемый аппарат.

"Фалькону" всего два года. Его приобрели для подразделения "Центроспас" МЧС России после памятной аварии на Камчатке, когда наш военный батискаф запутался в тросах подводных антенн на глубине. Тогда в России не оказалось ни одной единицы подводной техники, которая смогла бы спасти наших моряков. Пришлось приглашать англичан, которые и вызволили команду российского батискафа из подводного плена. Этот урок пошел на пользу, и теперь у МЧС России несколько подобных аппаратов, которые на Камчатке несколько лет назад применили англичане.

Два из них уже прошли боевое крещение в Туапсинском отряде Госакваспаса. А теперь и "Фалькон" прошел боевое крещение в мутных водах Яванского моря.

Это было действительно серьезное испытание, как сообщили корреспонденту "РГ" в МЧС. Тропические моря теплые, и вода там цветет, как в реках. Видимость из-за этого сильно ухудшается.

После глубины в двадцать метров приходилось работать только с подсветкой. У "Фалькона" она очень мощная, так как он приспособлен работать на километровых глубинах. Правда, в этот раз речь о столь экстремальных условиях не шла. Главное свое задание аппарат выполнил, когда пришлось осматривать то, что покоится на дне в районе глубин от 30 до 37 метров. Там и нашли хвостовую часть разбившегося лайнера.

Основная задача у "Фалькона" именно досмотровая. Оператор МЧС, который сидит на борту надводного судна и управляет аппаратом дистанционно через специальный кабель, видит на мониторе цветную картинку всего того, что снимает "Фалькон" на глубине.

Власти Индонезии аннулировали более 60 маршрутов у шести авиакомпаний

При этом подводный беспилотник может при необходимости и захватить какие-то небольшие предметы весом до 12 килограммов, переместить их, если они мешают, или же поднять на поверхность.

Как отметили наши спасатели, аппарат очень пригодился для поисковых работ. Его главные достоинства в том, что он легкий и для него не требуются специальные лебедочные погрузчики. Его не пришлось адаптировать к необычным условиям иностранного судна. То есть он был вполне совместим с индонезийской техникой. И особенно ценно, что аппарат в условиях плохой видимости на дне за счет своих уникальных движков не поднимал дополнительно муть со дна. Он выполнен так, что способен разворачиваться на месте, менять углы осмотра и искать предметы не только на открытой водной глади, но и в узких пространствах.

По прибытии в Индонезию 2 января наши ребята вручную погрузили "Фалькон" на индонезийское судно и также вручную спускали в те места, куда указывали координаторы из Индонезийского агентства. В Индонезии нет специального чрезвычайного министерства, как в России. Но взаимодействие оказалось наладить несложно. Глава Национального агентства Индонезии по поиску и спасению (БАСАРНАС) Бамбанг Сулистьо поблагодарил наших спасателей за большую помощь, высоко оценил их профессионализм. Всего за время, проведенное на борту индонезийского поискового судна, наш аппарат, а также водолазы МЧС международного класса и пилоты самолета-амфибии Бе-200, обнаружили 117 предметов, имеющих отношение к катастрофе Аэробуса. Там были и тела погибших.

Индонезия МЧС