Для эффективного применения инноваций при экологической модернизации N219-ФЗ предусмотрены и меры экономического стимулирования субъектов хозяйственной деятельности, которые предполагают различные льготы и преференции.
Такой подход оправдан - внедрять инновации должно быть выгодно. Это основная мотивация для инновационной активности в строительной сфере. Государство сегодня пересматривает свой взгляд на экономическую эффективность применения инноваций с учетом долгосрочной перспективы выгодного использования и утилизации строительного материала, потребления ресурсов. И в первую очередь тепла и электричества, других экологических характеристик объекта недвижимости. Экологическая безопасность продукции стройиндустрии должна рассматриваться с учетом оценки всего жизненного цикла. Поэтому учитывать необходимость применения инноваций стоит еще на стадии проектирования здания.
Подобный подход используется при добровольном применении экологических инструментов стандартизации по внедрению НДТ, так называемых зеленых стандартов строительства. Зеленые стандарты - это инструменты для оптимального, комбинированного и комплексного внедрения на объекте недвижимости инновационных экологически безопасных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий и материалов. Вместе с этим это еще и эффективные инструменты для оценки объекта - экологической сертификации. Получение "зеленого" сертификата во всем мире является подтверждением высокого уровня экологичности и инновационности здания, что дает основание для дополнительной капитализации этого объекта недвижимости как актива. Подобная практика начинает реализоваться и в России.
По сути "зеленое" строительство и экологическая сертификация в нашей стране началась с крупных государственных инфраструктурных проектов, таких как чемпионат мира по футболу 2018 года, зимняя Универсиада в Красноярске в 2019 году. Международные обязательства России по обеспечению соответствия этих проектов требованиям высокого уровня экологической безопасности, несмотря на внешние ограничения в режиме санкций, вынуждают федеральные органы исполнительной власти стимулировать отечественные компании - разработчиков инновационных строительных материалов.
Одним из примеров такой работы является реализация совместной "дорожной карты" минприроды и минстроя по обеспечению экологической безопасности строительной сферы, касающейся разработки национальных стандартов по созданию инновационных стройматериалов. Использование таких стандартов предполагается для оценки экологических характеристик объектов закупок, осуществляемых в соответствии с N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Инструменты стандартизации являются проводниками инноваций в строительство. И это касается не только экологического строительства. У нас институт стандартизации сегодня развит слабо, а инструменты стандартизации явно недооценены. При достаточном количестве ГОСТов - более 29 тысяч, из которых каждый год обновляется почти 2 тысячи, они в большей части малоэффективны. Известно, что стандарты как инструменты гораздо эффективнее при условии правильного, грамотного и оптимального их применения.
Одной из серьезных новелл российского законодательства, меняющих кардинально возникшую ситуацию, может стать закон "О стандартизации", проект которого рассматривается в Госдуме. Отраслевые эксперты по-разному оценивают проект закона, но есть одна очень значимая, заложенная в нем норма, которая позволяет гораздо шире использовать институт стандартизации в области применения инструментов, в том числе в сфере внедрения инноваций на объектах недвижимости. Эта норма позволяет федеральному органу исполнительной власти при разработке нормативного акта прямо указывать конкретный стандарт, который необходим для реализации того или иного инфраструктурного проекта. Таким образом, появится возможность применения инновационных технологий и материалов, используя норму прямого действия.
Один из самых эффективных механизмов, который сегодня используется при реализации государственных инфраструктурных проектов, это механизм ГЧП - концессионное соглашение. Есть пример практического опыта применения государством подобного механизма инновационного развития в сфере дорожного строительства - это реализация мегапроекта ЦКАД. Разработанный специально для линейных объектов, Стандарт СТО АВТОДОР 7.1-2013 "Зеленый стандарт" вошел в проектную документацию концессий по двум пусковым комплексам ЦКАД как обязательный для исполнения. Требования стандарта направлены на экологизацию проекта, которая достигается применением различного рода инновационных технологий и материалов.
Аналогичные подходы по реализации механизмов ГЧП через концессионные соглашения рассматриваются сейчас и в минстрое, но в отношении неэффективных унитарных предприятий, которые управляют объектами коммунальной инфраструктуры. Сегодня эта отрасль в России одна из самых потенциально капиталоемких и инвестиционно привлекательных. Действительно, рынок ЖКХ стабилен, на нем существует постоянный устойчивый спрос и, что немаловажно, регулируемые цены. Поэтому во внедрении инновационных технологий и материалов при модернизации системы ЖКХ частные инвесторы будут заинтересованы в первую очередь.