15.01.2015 00:36
В мире

В бюджете Киргизии не хватило средств на лекарства для онкобольных

Половина онкобольных, впервые взятых на учет, погибают, не прожив одного года
Текст:  Любовь Борисенко
Российская газета - Неделя - Киргизия: №5 (6576)
Несмотря на то что в республике действует закон, предусматривающий оказание бесплатной медицинской помощи онкобольным, лечение недуга обходится самим пациентам в круглую сумму.
Читать на сайте RG.RU

С миру по пилюльке

В парламенте страны прошли слушания по вопросу исполнения закона "Об онкологической помощи населению". Рассмотреть в конце года эту проблему депутаты страны обещали еще в августе 2014 года. Тогда в Национальном онкологическом центре (НОЦ) разразился скандал, в результате которого заведующая детским отделением Дамира Байзакова была смещена со своей должности. Комиссия минздрава выявила нарушения в работе медучреждения.

Как пациентов с онкологией лечат радиоактивным йодом

В этот раз при обсуждении закона также всплыл ряд негативных моментов.

- В документе четко сказано, что больные должны быть обеспечены бесплатным лечением, обезболивающими средствами, подчеркиваю, в необходимом количестве и льготным проездом по территории респуб-лики, но что происходит на самом деле? - возмущалась одна из авторов закона депутат Дамира Ниязалиева. - Как такое получилось, что больше половины пациентов, которые встали на учет, умирают в первый же год? Я не буду винить в этом только медиков. Много претензий и к правительству. Такое впечатление, что чиновники только сейчас узнают о проблемах, существующих в онкологии. Да будет известно уважаемым членам кабинета министров, что в настоящее время стоимость лечения только одного онкобольного колеблется от 30 до 350 тысяч сомов. Средства, которые выделяются сегодня государством, не покрывают расходов даже на диагностику. Поэтому пациенты вынуждены вносить неформальную плату. Химиотерапия проводится почти полностью за счет больного. Это нонсенс!

По утверждению депутата, для полноценного лечения онкобольных требуется несколько миллиардов сомов. Однако на 2014 год только на приобретение медикаментов было выделено 13 миллионов 613 тысяч сомов и еще полтора миллиона удалось выкроить для детского отделения. К сожалению, и в бюджете на 2015 год средства на покупку препаратов для проведения сеансов химиотерапии взрослым в бюджете тоже не предусмотрены.

Денег нет

В ходе заседания выяснилось и то, что вот уже много лет ситуация с обеспечением Национального центра онкологии оборудованием, мягко говоря, плачевная. По словам директора этого медицинского учреждения Бакыта Шаимбетова, для проведения лучевой терапии есть только четыре аппарата, однако срок их эксплуатации давно закончился, да и запчастей для ремонта к ним нет.

- Мы должны были получить по линии МАГАТЭ оборудование для лечения шейки матки у женщин, стоимость которого 600 тысяч долларов, - заявил Бакыт Шаимбетов. - Но сейчас большинство проектов в этой организации приостановлены. Возникли проблемы с регулирующим органом. Как только все формальности будут улажены, возможно, мы получим это оборудование. Кроме того, нам крайне необходим и линейный ускоритель для лечения детей. Он стоит примерно пять миллионов долларов. Заявка в МАГАТЭ подана, она на рассмотрении, но времени ждать нет.

Находящийся в зале вице-премьер-министр Тайырбек Сарпашев был вынужден пообещать, что возьмет ситуацию с финансированием Национального онкологического центра под личный контроль. Вот только пока никто не ответил на главный вопрос, есть ли необходимые средства в бюджете.

Казнить нельзя помиловать

К материальным проблемам НЦО добавляются и внутрибольничные разбирательства, которые сотрясали медучреждение на протяжении всего 2014 года.

Напомним, минздрав КР после обращения группы родителей к президенту и премьер-министру страны провел летом 2014 года проверку в детском онкологическом отделении. В выводах комиссии было отмечено, что 40 процентов историй болезни не оформляли должным образом, а еще часть заполняли частично. "В отделении не соблюдают инфекционный контроль, отсутствуют адаптированные стандарты по диагностике и лечению. Выявлены случаи сокрытия детской смертности и выписки агонизирующих пациентов домой без эпикриза. Имеются факты госпитализации в детское отделение взрослых", - говорилось, в частности, в справке. После того служебного расследования заведующую отделением Дамиру Байзакову и освободили от занимаемой должности. А ведь она считалась одним из лучших в республике онкологов, которых в Киргизии катастрофически не хватает.

Парламент, между тем, поручил дать юридическую оценку выявленных нарушений Генпрокуратуре. Представители главного надзорного ведомства, в свою очередь, заявили о необходимости провести дополнительные проверки.

- Прежде всего надо определиться, что сейчас важнее: найти виновных в сложившейся ситуации или пути выхода из нее. Думаю, все-таки второе важнее. Предположим, найдут виновных врачей, уволят их или посадят. А что это изменит? Кто придет работать на их место? Профессионалов в стране не осталось. Надо в корне менять подход к лечению, и не только онкобольных, раз уж мы выбрали путь рыночной экономики. Необходимо пересмотреть стратегию реформирования медицины, в которой следует предусмотреть как подготовку врачей, так и источники финансирования лечения.

Кыргызстан