У тех, кто окунается в прорубь, не обязательно строго религиозный настрой. Многие, считает Патриарх, делают это в "подражание предкам", "желая испытать себя в удали" или "приобщиться к народным традициям".
Но совершенно очевидно, что окунувшиеся в крещенскую купель приобщились не столько к народной традиции и обычаю предков, но и к чему-то неведомому.
- Из этой купели многие стали выходить другими, почувствовав Силу Божией благодати, - сказал Патриарх.
Эту Божию благодать не так просто удержать, проходят день-два, и в круговерти повседневной жизни человек начинает забывать этот опыт. Но не полностью. Иначе бы при приближении Крещенских дней люди бы не вставали снова в длинные очереди, чтобы в холодную погоду соприкоснуться с освященной водой.
Патриарх напомнил слова апостола Павла из Апостольского чтения, читавшегося на Литургии. Апостол в послании Титу говорил, что Божия благодать дается "всем человекам". Патриарх считает, что эти слова в первохристианских общинах звучали как революционные - не нам, не узкому кругу единомышленников, не Церкви в Иерусалиме, не иудейскому народу, из которого вышел Спаситель - а всему человечеству!
И дана она ему не за дела праведности. Мир жил, как он привык жить, во зле и не был готов - за исключением Иоанна Предтечи и Пресвятой Девы Марии - к принятию Благодати, не умостил путь к приходу Спасителя праведными делами. Поэтому Благодать Божия была дана человечеству по милосердию Божию.
Бог пришел в мир, в котором его не ждали, а если ждали, то полководцем и правителем. Но он пришел, движимый милосердием к нам.
- Он и сегодня так действует с нами, - сказал Патриарх.
Разве только праведники окунаются в крещенские проруби? Совсем нет. Но окунающиеся чувствуют прикосновение особой силы и перемену в сердце - по милосердию Божию.
Но иногда бывает так, что наши злые мысли, злые дела, ненависть к людям, настолько ожесточают наши сердца, что человек становится неспособным воспринять силу Божию, даруемую ему даром. И вместо умиления и радости начинаются вдруг снова разговоры о борьбе с религиозными предрассудками. Раздается вдруг: "Что это такое?! У нас что, народ с ума сошел?! Еще и детей тащат в купель?! О здоровье бы позаботились…". Но здесь не забота о здоровье говорит, считает Патриарх, а невозможность своей душой принять Благодать Божию.
Божия благодать даруется по милости Божией даром, но она даруется при нашем участии. И минимальное наше участие - это сознание своих грехов.
Никто не входит в крещенскую купель со словами - я такой сильный, я такой праведный, я лучше всех - но люди осеняют себя крестным знамением и спускаются в крещенскую прорубь с осознанием своей греховности и просьбой помощи Божией.
День Крещения - великий день, сказал Патриарх, потому что он дарует людям сильный внутренний духовный, религиозный опыт. И этот опыт, благоговейное чувство соприкосновения со святой водой, с благодатью Божией хорошо задержать в своей памяти и в своем сердце, не расплескать его под влиянием внешних обстоятельств, внутренних неурядиц или ослабления веры.
День Крещения становится днем соприкосновения со святыней для всего нашего народа, подчеркнул Патриарх, и пожелал, чтобы это прикосновение привело нас к иной жизни. Чтобы радость переживания присутствия Божией благодати была настолько сильной и настолько значимой, что смогла бы изменить всю нашу жизнь.