Однако дело, о котором пойдет речь, поражает не новизной сюжета. Скорее парадоксами: чтобы стать "потерпевшим", достаточно проявить лучшие качества - терпение, миролюбие, веру в чужое честное слово. А слишком "тщательное" долгое расследование только на руку злоумышленникам.
В 2002 году ЗАО "Производственно-строительная фирма "КОПР", специализирующаяся на прокладке инженерных коммуникаций и прочих "работах с землей, под землей и на земле", решила выделить восемнадцати своим сотрудникам материальную помощь. Причем по-рабочему основательно - купить людям квартиры за счет предприятия. Так делалось довольно часто: генеральный директор фирмы Анатолий Грибачев и сменивший его Владимир Штефанов (сейчас обоих уже нет в живых) не забывали, что сами когда-то начинали, что называется, "от лопаты", с самых низов. Слово с делом у них не расходилось. Были выделены деньги на покупку 18 квартир в строящихся домах в подмосковном Домодедово. Заниматься "бумагами" для их оформления в собственность было поручено некоему Александру Чупахину - он постоянно оказывал "КОПРу" риелторские услуги, руководство фирмы ему полностью доверяло.
Дальнейшее, к сожалению, приходится излагать по текстам жалоб в Генпрокуратуру РФ и прокуратуру Московской области. Как явствует из этих документов, г-н Чупахин, получив деньги для покупки квартир "на стадии котлована", заключил договоры инвестирования... на свое имя. Так, мол, проще. Когда дома построят, все переоформят персонально.
Строительство между тем сильно затянулось, долгожданные ключи работники "КОПРа" получили только в 2009-10 гг. Однако "почему-то" без документов на право собственности. Новоселы оплачивали коммуналку, делали ремонт, вселялись в новое жилье, однако формально никак не могли стать его хозяевами: Чупахин постоянно что-то переносил и затягивал... Троим из сотрудников "КОПРа" это в итоге надоело - они пригрозили Чупахину милицией и он, пусть неохотно, но документы им переоформил. А прочих продолжал кормить "завтраками". Особо упирая на то, что часть квартир уже (вот видите?) обрела хозяев... С теми, кто был особенно настойчив, Чупахин ходил к нотариусу, заключал различные договоры - на неискушенных людей "магия печати" действовала завораживающе. Один из них даже смог получить от Чупахина договор уступки прав (требования) на квартиру - документ имеется в материалах уголовного дела. Остальным Чупахин обещал переоформить права позже. Так и сделал - только на свое имя и без лишней огласки.
Время шло. В пяти квартирах несостоявшиеся хозяева жить так и не стали (кто-то махнул рукой, кто-то уволился, кто-то нашел другие варианты). В 2010 г. руководитель "КОПРа" Владимир Штефанов, сменивший в 2004 г. на посту Анатолия Грибачева, скончался. Пока в 2010-12 гг. предприятие было фактически без руководителя, г-н Чупахин, как свидетельствуют материалы дела, "переуступил права" на квартиры, где никто не жил, "третьим лицам" (попросту продал). При этом он некоторое время пытался влиять на управление компанией и даже отчего-то решил, что может играть в ней главную роль. Татьяне Штефановой, вдове прежнего директора, пришлось через арбитраж защищать свои уже оформленные и унаследованные после смерти мужа права на контрольный пакет акций.
Чупахин "пропал с горизонта" в конце 2011 года - позже стало ясно, зачем это могло быть нужно. В августе 2012 г. 15 владельцев квартир, которым надоели "птичьи права" и волокита, все-таки обратились в правоохранительные органы. Лишь спустя год (!) было возбуждено уголовное дело о мошенничестве. Расследовал его СО УМВД по городскому округу Домодедово, в январе 2014 г. наконец определились с обвинением. Только вот Чупахин заболел и все никак не мог получить постановление. А дело внезапно было изъято и передано в ГСУ ГУВД по Московской области - по документам, в связи с "большим общественным резонансом" и необходимостью передать дело более опытному следователю. Правда, заметим, что вместо полковника юстиции с 18-летним стажем зам. начальника следственного отдела О. Попова дело передали молодому капитану юстиции В. Зайцевой. Она и вынесла решение о его прекращении "в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности".
В действиях Чупахина следствие усматривало признаки тяжкого преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере либо повлекшее лишение права гражданина на жилье). Но на него есть срок давности - если истекли 10 лет с момента его совершения, то все свободны, хоть и смошенничали. По мнению следователя, закон Чупахин нарушил лишь однажды - когда в 2002 г. получил деньги работников, а потратил их сам. Но ведь собственником 15 квартир, где люди давно жили с семьями, Чупахин стал гораздо позже - в 2010-2011 гг.! Получается, что все прочие его действия следователь во внимание не приняла. Несмотря на очные ставки, во время которых работники "КОПРа" с документами в руках рассказывали, как их водили за нос долгие годы, и по сей день водят. Адвокаты потерпевших стоят на другой позиции: в 2002 г. Чупахин инвестировал полученные им средства именно для того, чтобы переоформить права собственности на будущих владельцев по окончании строительства. А зарегистрировал на себя. Значит, момент окончания "длящегося преступления" - 2011-12 год, никакой "давности" нет.
В своих жалобах потерпевшие прямо связывают такие "странности права" с тем, что у Чупахина есть высокопоставленные покровители, названы даже конкретные имена. Правда ли это, компетентные органы, будем надеяться, проверят. Пока же картина близка к абсурду: семьи обманутых людей вот-вот окажутся на улице - и, можете себе представить, по закону. Чупахин - собственник квартир! Идеальная схема, прямо-таки учебное пособие для лиц, склонных к незаконным манипуляциям.
Жертвы таких "грамотеев" - люди простые, честные и бесхитростные. Они в отчаянии, но по-прежнему надеются на справедливость.