23.01.2015 13:31
Происшествия

Пилот "Дагестанских авиалиний" получил условный срок за жесткую посадку

Текст:  Тимофей Борисов
Летчик "Дагестанских авиалиний" Закаржи Закаржаев получил три года тюрьмы условно за аварийную посадку самолета ТУ-154 в московском аэропорту Домодедово.
Читать на сайте RG.RU

Сегодня Домодедовский городской суд приговорил командира авиалайнера к трем годам заключения условно и освободил от наказания по амнистии. Скорее всего, этот вердикт окажется окончательным. С протестами пока ни одна из сторон в аппеляционную инстанцию не обратилась и не заявляла, что собирается это сделать. Причин тому несколько.

Суд заключил под домашний арест трех таможенников аэропорта Домодедово

Почти четыре года длилось разбирательство, и теперь многие из тех, кто был, что называется, в деле, сравнивают вынесенный приговор, как некий компромисс между буквой закона и определенными тонкостями, связанными со многими аспектами произошедшего.

Напомним, что сама авария произошла в 2010 году. В декабре лайнер Ту-154 совершил аварийную посадку в московском аэропорту, едва успев взлететь и набрать высоту. О проблемах с двигателями экипаж сообщил сразу после взлета. А через полчаса после вылета из-за отказа двух двигателей из трех самолет совершил жесткую посадку. При этом самолет выкатился за пределы взлетной полосы, столкнулся с холмом и развалился. На борту было 163 пассажира и девять членов экипажа - два человека погибли, около 80 получили ранения.

Сразу после того, как основная часть пассажиров была спасена, летчика объявили чуть ли не героем. Но очень быстро хвалебные реляции сошли на нет, а в отношении пилота возбудили уголовное дело. Быстро выяснилось, что, хотя почти все из находившихся на борту пассажиров выжили, двое погибших оказались не просто пассажирами бизнес-класса, а родственниками влиятельных в Дагестане людей. По крайней мере, одна оказалась матерью высокопоставленного судейского работника республики. Могли ли эти обстоятельства повлиять на возбуждение дела, остается только гадать. Но для одних Закаржаев так и остался героем, спасшим в невероятных условиях жизни более чем 150 человек, а для других человеком, который хоть и героически, но исправил собственную ошибку и халатность.

Перед падением на борту AirAsia сработал сигнал тревоги

По крайней мере, следствие установило, что Закаржаев нарушил требования руководства по летной эксплуатации самолета и произвел посадку вне взлетно-посадочной полосы на грунт, значительно перелетев ВПП. По версии следствия, пилот мог и должен был сажать самолет так, чтобы никто вообще не пострадал. Отказ двух двигателей, по версии следствия, не критичен. Самолет такого типа может сесть и с одним мотором. Главное, чтобы пилоту хватило опыта и знаний. Следователи посчитали, что дагестанскому пилоту их не хватило, и в этом состояла ошибка.

Как установлено следствием и судом, непосредственной причиной авиапроисшествия явилось нарушение командиром воздушного судна Закаржаевым установленных требований раздела "Заход на посадку и посадка с двумя неработающими двигателями" РЛЭ Ту-154М, что подтверждено комплексной летно-технической экспертизой. Вряд ли выводы экспертизы можно оспорить, но выжившие пассажиры до сих пор благодарны пилоту.

Суд Москва Дагестан Аэропорт Домодедово Столица Юг России