27.01.2015 16:51
Культура

Aphrodite's Child: Демис Руссос и Вангелис на заре арт-рока

Текст:  Дмитрий Сосновский
В Афинах на 69-м году жизни скончался замечательный певец Демис Руссос, один из самых известных в России греков XX века.
Читать на сайте RG.RU
Греческий певец Демис Руссос

Его необычный голос моментально узнают миллионы по всему миру, его прекрасные песни слушаются во многих странах десятилетиями людьми самых разных возрастов.

Обширная дискография Руссоса в той или иной степени известна нескольким поколениям наших соотечественников - и тем, кто слушал его песни с забавно выглядящим в русском переводе заголовками вроде "От сувенира к сувениру" на пластинках, и тем, кто открывал для себя мир музыки посредством аудиокассет, и тем, кто подбирал достойную своего нового CD-проигрывателя музыкальную коллекцию, и тем, кто обходится сборниками "ретро-эстрады" в цифровом формате. Но так получилось, что самое значительное, интересное и влиятельное его творение в наше время уже полузабыто. Речь идет о группе Aphrodite’s Child.

На 69-м году жизни умер известный греческий певец Демис Руссос

Как известно, многие музыканты, засиявшие на весь мир в семидесятых, успели к этому времени стать частью "золотого века", которым по праву считается предшествующее десятилетие. И это касается самых разных и, на первый взгляд, очень далеких друг от друга артистов. Например, будущий монстр хард-н-хэви, бессменный лидер Motorhead Лемми Килмистер успел поиграть в симпатичнейших психоделик-рок коллективах Sam Gopal и Opal Butterfly, а затем - в легендарной спейс-роковой группе Hawkwind, а один из богов диско ABBA Бенни Андерссон в это же время продвигал бит-сцену в родной Швеции с ансамблем The Hep Stars. А Демис Руссос со своим товарищем Вангелисом Папатанасиу, ставшим впоследствии иконой нью-эйджа и одним из авторитетнейших кинокомпозиторов, в 1968 году создали группу Aphrodite’s Child, которая стала одним из пионеров психоделического прогрессива.

Трое молодых греков (Руссос, Вангелис и барабанщик Лукас Сидерас), учившихся во Франции, не вернулись на родину после произошедшего там военного переворота, став участниками переворота музыкального, который тогда происходил почти во всех странах Западной Европы, а в Греции активно не приветствовался. О своих корнях, конечно, они не забывали, и первый альбом группы, End of the World, как и последующие два, обладал национальным колоритом, моментально покорившим западную публику. Но то был 1968 год - время творческого пика психоделической культуры в Америке и Европе, когда в свет вышли "Белый альбом" The Beatles, White Light/White Heat The Velvet Underground, Electric Ladyland Джими Хендрикса, Waiting for the Sun безумного Короля Ящериц и многое другое - и одним колоритом успеха добиться было невозможно.

СМИ: Похороны певца Демиса Руссоса пройдут 30 января в Афинах

Однако Aphrodite’s Child успеха добились сразу, завоевав признание моментально запоминающимся голосом Руссоса и уже тогда вовсю проявившимся композиторским талантом Вангелиса. Во многом группа была характерным явлением своего времени (замечательного, ярчайшего времени!) - неслучайно второй альбом называется It’s Five O’Clock, а заглавная песня звучит нарочито "по-английски", ведь не только США, но и континентальная Европа переживала последствия массированного "британского вторжения". Но это нисколько не помешало ей перегнать многих современников и посмотреть на несколько лет вперед - Aphrodite’s Child стали одними из пионеров арт-рока, которого тогда еще формально не существовало.

Высшей точкой восхождения "Дитя Афродиты" на психоделический Олимп стал третий альбом с интригующим названием "666". Это - масштабная концептуальная работа на двух пластинках, своеобразное художественное осмысление библейского "Апокалипсиса", во многом сопоставимое с бессмертной рок-оперой Jesus Christ Superstar.

Успех альбома был настолько заметным, что молодой коллектив, которому шел всего пятый год, его, похоже, не выдержал - и группа естественным образом распалась. Дальнейший творческие пути двоих из ее участников широко известны. К сожалению, один из них прекратился в ночь на 25 января 2015 года. Нам остается лишь хранить память о Демисе Руссосе - не только прекрасном исполнителе трогательных баллад неповторимым дрожащим тенором, но и одном из классиков прогрессивного рока. И просто великолепном артисте, каких в наше время, увы, становится все меньше.

Рок