Около 10 из этих заведений - довольно дорогие рестораны с хорошей кухней и профессиональными шеф-поварами. Остальные - общепит более массового сегмента: суши-бары и пиццерии, восточные рестораны и кафе русской кухни. Как говорят эксперты, это только первые ласточки. За ними последуют и другие закрытия. Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров прогнозирует, что к весне с рынка может уйти от 20 до 30% столичного общепита. То есть вместо 7,5 тысячи кафе и ресторанов останется чуть более 5 тысяч. Без работы останутся сотни барменов и официантов, а москвичам все чаще придется устраивать домашние вечеринки и встречи с друзьями.
Насколько же серьезным и затяжным может оказаться кризис в отрасли? "Почему происходит сокращение столичного общепита, - рассуждает директор института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики Сергей Смирнов. - Прежде всего сокращаются либо, по крайней мере, не увеличиваются денежные доходы населения. А посещение кафе и ресторанов относится к необязательным действиям. Иными словами, если каждый из нас при любых обстоятельствах будет покупать продукты, то при сокращении личного бюджета мы откажемся от ряда услуг, в том числе, например, будем реже отдавать одежду в химчистки, посещать парикмахерские и рестораны".
Генеральный директор консалтинговой компании, выдавшей пессимистичный прогноз, Елена Перепелица подтверждает его еще одной цифрой: трафик посещаемости столичных кафе уже снизился на 30%. По ее данным, именно столько персонала в среднем уволили из компаний еще до Нового года. "Это менеджеры среднего звена, которые были наиболее активными посетителями заведений общепита, - считает Елена Перепелица. - Сокращение не затронуло топ-менеджеров и обслуживающий персонал, но у них свои приоритеты. Первые ходят, как правило, в дорогие рестораны, вторые вообще никуда не ходят. Снижение посещаемости приводит к снижению прибыли предприятий". "Из прибыли платится аренда, которая, как правило, привязана к курсу доллара, - подчеркивает Игорь Бухаров. - Поэтому рублевая стоимость аренды сейчас сильно подскочила. А цены в меню сильно завышать нет смысла, посетители уйдут. А если еще Госдума запретит продавать алкоголь в кафе, расположенных на первых этажах жилых зданий, тогда Москва недосчитается еще 1,5 тысячи заведений".