Пост высшего должностного лица получил известный предприниматель. Он человек не бедный, и может позволить себе работать "за спасибо". Примерно так объяснили инициативу своего земляка александровцы.
Но его пример оказался заразительным. Так, Вязниковский райсовет рассмотрел вопрос о внесении изменений в Устав района. Ключевой стала поправка о переводе главы администрации на непостоянную основу, то есть на работу без зарплаты.
Народ не поймет?
Безвозмездно уже работают руководители ряда муниципалитетов, входящих в Вязниковский район. И такую систему депутаты единогласно решили распространить на всю территорию, причем "за" проголосовал и сам глава, числящийся в штате. Правда, эти правила вступят в силу при новом депутатском корпусе после очередных выборов руководства района, которые должны состояться в сентябре 2016 года.
Такие примеры - вряд ли последние. Многие эксперты в сфере муниципального управления отмечают, что тенденция может распространиться на всю область.
- Население этот шаг не поймет: дескать, чиновник наворовал денег, а теперь в них не нуждается! - убежден известный владимирский юрист и писатель Александр Сухарев. - Это здорово, когда человек выполняет работу на общественных началах. Но мы не можем организовать общественное движение без президентских грантов. Ну, кто сегодня имеет возможность работать без зарплаты? Наши миллионеры и миллиардеры!
Некоторые уже посчитали действующих глав муниципалитетов, которые в случае победы нового веяния без куска хлеба не останутся. У одного бизнес, у другого доход приносит собственность, третий до перехода на неосвобожденную основу успел поработать на высоких должностях и "накопить деньжат на черный день".
А как быть тем, у кого нет надежного материального обеспечения? Не станет ли общественная нагрузка коррупционным промыслом?
Большие и маленькие
Экс-сенатор Александр Синягин категорический сторонник того, чтобы в больших и малых городах хотя бы один депутат работал на освобожденной основе. В противном случае досконально разбираться в документах, поступающих на утверждение Совета, доводить до сведения народных избранников позицию депутатского корпуса, анализировать решения администрации и законодательные акты с точки зрения коррупционной составляющей, контролировать рациональное использование средств ему будет некогда. Он будет бороться за хлеб насущный.
- Попытка вывести представителей депутатского корпуса за штат настораживает: таким образом исполнительная власть пытается выйти из-под контроля, - утверждает он. - Сегодня норматива представительства разных слоев общества, к сожалению, нет. И 70 процентов депутатов - это представители бизнеса. Чем крупнее бизнес, тем больше шансов попасть в депутатский корпус. Депутаты-предприниматели думают о своем бизнесе. И проголосуют за любое предложение, лишь бы было довольно начальство. А глава на освобожденной основе чувствует свою ответственность перед другими депутатами.
Многие считают, что безвозмездный труд приемлем на уровне сельского поселения. Там бюджет маленький, и тратить его на фигуру освобожденного избранника расточительно.
В перспективе функции глав в них будут исполнять председатели советов. По своей идеологии должность председателя совета-главы муниципального образования - должность общественная. Человек, идущий в депутаты, стремится сделать что-то хорошее для людей. А значит, главой может быть уважаемый человек - директор школы на пенсии, врач. Конечно, ему нужно компенсировать депутатские расходы. Но это другой алгоритм правового регулирования.
- Все зависит от размера муниципальных образований, - согласна эксперт Всероссийского совета местного самоуправления Елена Шаломенцева. - Города, где 150-400 тысяч населения, - самодостаточные территории. Бюджет позволяет содержать там не только главу из депутатов, но и самих депутатов. У них огромный объем направлений работы и задач. Вопрос, прежде всего, в целесообразности оплаты денежного содержания глав городских и сельских поселений. Сегодня во многих из них зарплату получают два лица. Не слишком ли это затратно? Может, лучше на эти деньги в деревне дорогу отремонтировать или колодцы?
В пересчете на асфальт
Многие, с кем пришлось дискутировать, были откровенны: основная нагрузка лежит на исполнительной власти. Совет - важный орган, но он решает концептуальные вопросы, а, следовательно, глава, который является председателем Совета, менее загружен. А потому придание главам муниципальных образований общественного статуса вполне рационально.
Оказывается, внедряемая сегодня система на некоторых территориях действует уже не один год. Бесплатно трудятся главы всех уровней в Юрьев-Польском районе. Так, высшее должностное лицо района - председатель СПК "Шихобаловский" Сергей Монастырский, глава райцентра - директор горэлектросети Александр Викулов.
- Сергей Витальевич, не трудно ли совмещать руководство сельхозпредприятием и районом? - спрашиваю у главы, работающего на неосвобожденной основе уже четыре года.
- Определенная нагрузка есть, - отвечает он. - Но приходится чем-то жертвовать. Польза здесь одна - сокращение расходов бюджета. Зарплата, плюс начисления, кабинет, автомобиль, секретарь - это приличные деньги.
Кстати, в Вязниковском районе посчитали экономию бюджета от перевода главы на неосвобожденную основу. Получилось 5 миллионов рублей. На эти деньги можно положить 5 тысяч квадратных метров асфальта. А ежегодно в районе на дороги выделяется 20 миллионов.
Справка "РГ"
Во Владимирской области 127 муниципальных образований. Из них 21 - первого уровня - городские округа и муниципальные районы, остальные носят статус поселений. В 11 муниципальных образованиях первого уровня действует принцип двоевластия: высшим должностным лицом, наделенным представительскими функциями, является глава, который избирается из числа депутатов и исполняет полномочия председателя Совета. Глава исполнительной власти - глава администрации (сити- или район-менеджер), нанимаемый по контракту. В его ведении находятся хозяйственные и финансовые вопросы.