03.02.2015 13:22
Экономика

Владимирские чиновники начали работать бесплатно

Во Владимирской области растет число чиновников, работающих бесплатно
Текст:  Светлана Биткина (Владимр)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №20 (6591)
Новый глава Александровского района Владимирской области, избранный в середине декабря на внеочередном заседании районного Совета народных депутатов, сразу же заявил, что будет работать без зарплаты.
Читать на сайте RG.RU

Пост высшего должностного лица получил известный предприниматель. Он человек не бедный, и может позволить себе работать "за спасибо". Примерно так объяснили инициативу своего земляка александровцы.

Но его пример оказался заразительным. Так, Вязниковский райсовет рассмотрел вопрос о внесении изменений в Устав района. Ключевой стала поправка о переводе главы администрации на непостоянную основу, то есть на работу без зарплаты.

Народ не поймет?

Безвозмездно уже работают руководители ряда муниципалитетов, входящих в Вязниковский район. И такую систему депутаты единогласно решили распространить на всю территорию, причем "за" проголосовал и сам глава, числящийся в штате. Правда, эти правила вступят в силу при новом депутатском корпусе после очередных выборов руководства района, которые должны состояться в сентябре 2016 года.

Такие примеры - вряд ли последние. Многие эксперты в сфере муниципального управления отмечают, что тенденция может распространиться на всю область.

- Население этот шаг не поймет: дескать, чиновник наворовал денег, а теперь в них не нуждается! - убежден известный владимирский юрист и писатель Александр Сухарев. - Это здорово, когда человек выполняет работу на общественных началах. Но мы не можем организовать общественное движение без президентских грантов. Ну, кто сегодня имеет возможность работать без зарплаты? Наши миллионеры и миллиардеры!

Армию орловских безработных пополнили чиновники

Некоторые уже посчитали действующих глав муниципалитетов, которые в случае победы нового веяния без куска хлеба не останутся. У одного бизнес, у другого доход приносит собственность, третий до перехода на неосвобожденную основу успел поработать на высоких должностях и "накопить деньжат на черный день".

А как быть тем, у кого нет надежного материального обеспечения? Не станет ли общественная нагрузка коррупционным промыслом?

Большие и маленькие

Экс-сенатор Александр Синягин категорический сторонник того, чтобы в больших и малых городах хотя бы один депутат работал на освобожденной основе. В противном случае досконально разбираться в документах, поступающих на утверждение Совета, доводить до сведения народных избранников позицию депутатского корпуса, анализировать решения администрации и законодательные акты с точки зрения коррупционной составляющей, контролировать рациональное использование средств ему будет некогда. Он будет бороться за хлеб насущный.

- Попытка вывести представителей депутатского корпуса за штат настораживает: таким образом исполнительная власть пытается выйти из-под контроля, - утверждает он. - Сегодня норматива представительства разных слоев общества, к сожалению, нет. И 70 процентов депутатов - это представители бизнеса. Чем крупнее бизнес, тем больше шансов попасть в депутатский корпус. Депутаты-предприниматели думают о своем бизнесе. И проголосуют за любое предложение, лишь бы было довольно начальство. А глава на освобожденной основе чувствует свою ответственность перед другими депутатами.

Многие считают, что безвозмездный труд приемлем на уровне сельского поселения. Там бюджет маленький, и тратить его на фигуру освобожденного избранника расточительно.

В перспективе функции глав в них будут исполнять председатели советов. По своей идеологии должность председателя совета-главы муниципального образования - должность общественная. Человек, идущий в депутаты, стремится сделать что-то хорошее для людей. А значит, главой может быть уважаемый человек - директор школы на пенсии, врач. Конечно, ему нужно компенсировать депутатские расходы. Но это другой алгоритм правового регулирования.

- Все зависит от размера муниципальных образований, - согласна эксперт Всероссийского совета местного самоуправления Елена Шаломенцева. - Города, где 150-400 тысяч населения, - самодостаточные территории. Бюджет позволяет содержать там не только главу из депутатов, но и самих депутатов. У них огромный объем направлений работы и задач. Вопрос, прежде всего, в целесообразности оплаты денежного содержания глав городских и сельских поселений. Сегодня во многих из них зарплату получают два лица. Не слишком ли это затратно? Может, лучше на эти деньги в деревне дорогу отремонтировать или колодцы?

В пересчете на асфальт

Многие, с кем пришлось дискутировать, были откровенны: основная нагрузка лежит на исполнительной власти. Совет - важный орган, но он решает концептуальные вопросы, а, следовательно, глава, который является председателем Совета, менее загружен. А потому придание главам муниципальных образований общественного статуса вполне рационально.

Оказывается, внедряемая сегодня система на некоторых территориях действует уже не один год. Бесплатно трудятся главы всех уровней в Юрьев-Польском районе. Так, высшее должностное лицо района - председатель СПК "Шихобаловский" Сергей Монастырский, глава райцентра - директор горэлектросети Александр Викулов.

Костромской прокурор рассказал, почему в регионе мало преступлений

- Сергей Витальевич, не трудно ли совмещать руководство сельхозпредприятием и районом? - спрашиваю у главы, работающего на неосвобожденной основе уже четыре года.

- Определенная нагрузка есть, - отвечает он. - Но приходится чем-то жертвовать. Польза здесь одна - сокращение расходов бюджета. Зарплата, плюс начисления, кабинет, автомобиль, секретарь - это приличные деньги.

Кстати, в Вязниковском районе посчитали экономию бюджета от перевода главы на неосвобожденную основу. Получилось 5 миллионов рублей. На эти деньги можно положить 5 тысяч квадратных метров асфальта. А ежегодно в районе на дороги выделяется 20 миллионов.

Справка "РГ"

Во Владимирской области 127 муниципальных образований. Из них 21 - первого уровня - городские округа и муниципальные районы, остальные носят статус поселений. В 11 муниципальных образованиях первого уровня действует принцип двоевластия: высшим должностным лицом, наделенным представительскими функциями, является глава, который избирается из числа депутатов и исполняет полномочия председателя Совета. Глава исполнительной власти - глава администрации (сити- или район-менеджер), нанимаемый по контракту. В его ведении находятся хозяйственные и финансовые вопросы.

Зарплата Владимирская область Центральная Россия