В ходе заседания Михаил Давыдов отметил, что финансирование онкологической помощи через систему ОМС, которое предполагается на территории РФ с 1 января 2015 года, влечет за собой ряд неразрешимых ситуаций, которые пока еще не достаточно изучены на практике.
- Дело в том, что есть несколько видов оплаты лечения граждан. Один из них - обязательное медицинское страхование (ОМС), объем финансирования, который предусмотрен системой госгарантий. Во всех регионах он очень разный, приблизительно от 40 тыс. рублей до 96 тыс. рублей, - пояснил главный онколог России. - Реально же на лечение одного больного, по самым скромным подсчетам уходит около 1,5 млн. рублей. К примеру, стоимость одной упаковки препарата для лечение миеломной болезни стоит 500 тыс. рублей, а на курс их надо три-четыре штуки. Поэтому дорогостоящее лечение отдельных видов патологии таково, что невозможно подогнать его под один общий знаменатель. Одинаковую болезнь, например, рак легкого, можно лечить за одну сумму, а можно совершенно за другую, при этом эффект будет тот же.
Также эксперты отметили, что онкологические заболевания, несмотря на распространенную практику, лучше лечить в специализированных учреждениях.
- Это подтверждают исследования, - прокомментировал ситуацию Анатолий Махсон. - Анализируя данные по выживаемости больных, проходивших лечение в специализированных и неспециализированных медицинских учреждениях, становится очевидно, что показатели отличаются на 10%-15%, а то и 20%, в пользу тех, кому медицинская помощь была оказана в онкологических больницах. Например, даже по Москве, при лечении рака желудка разница по выживаемости пациентов колеблется в районе 15%, повышая показатели специализированных медицинских учреждений.
По мнению Михаила Давыдова, возможность пациента самостоятельно выбирать для себя медицинское учреждение не всегда оборачивается благом для него. Если раньше было четко определено, что человек с онкологической патологией может проходить лечение только в специализированном учреждении, то теперь, согласно новому закону "Об охране здоровья граждан в РФ", рак можно лечить в обычной больнице, располагающей хирургическим отделением. Естественно, в данных условиях определенный интерес к этой проблеме возник у коммерческих структур, которых интересуют, в первую очередь, прибыль.
- Как известно, теперь деньги идут за пациентом. В подобной ситуации сам человек уже и не представляет интереса, на первый план выходят деньги, которые за ним идут, поэтому те учреждения, которые раньше не брались оказывать определенные виды медицинской помощи, сейчас активно пытаются наверстать упущенное. В связи с этим, мы сегодня завалены рецидивами, - пояснил он.
Помимо всего прочего, участники круглого стола подчеркнули, что за последние годы уровень оказания онкологической помощи в России возрос, но он по-прежнему продолжает оставаться неудовлетворительным. Например, американская статистика говорит о полном излечении рака молочной железы у женщин в 95 случаях из ста, а отечественная лишь в 60.
- Сейчас в мире появилось много инновационных препаратов, но большинство из них продолжают оставаться недоступными для российских пациентов, во-первых, из за высокой стоимости, во-вторых, из-за несовершенства законодательства в области сертификации и регистрации импортных лекарств, - рассказал Даниил Строяковский.
В связи с этим Михаил Личиницер поднял больной вопрос о необходимости введения в России "онкологической страховки", которая давала бы человеку возможность находить средства на лечение дорогостоящих заболеваний, не перекладывая все на плечи государства, и уж тем более на систему ОМС, которая явно не в состоянии справиться с подобной нагрузкой.
В завершение круглого стола главный онколог страны еще раз подчеркнул, что рак - это поломка генома, и абсолютно ни один человек на земле не застрахован от подобного сбоя. По его мнению, такие внешние причины, как экологическая обстановка, вредные привычки, неправильное питание и т.д. могут способствовать появлению онкологического заболевания, но вовсе не являются его причиной.
- Поломка генома, приводящая к раку, рано или поздно возникает в любом организме, вопрос только в том, в каком возрасте это произойдет, - пояснил свой тезис Михаил Давыдов.- Не секрет, что вероятность появления злокачественной опухоли увеличивается с возрастом - чем старше человек, тем чаще у него диагностируют рак, но во многих случаях данная поломка должна случиться настолько поздно, что человек умирает от каких-то других причин.
Круглый стол с ведущими онкологами России в "РГ"