Высокое напряжение
Перед Новым годом в доме, где живет пенсионерка Айнабюбю Толомошева, после резкого скачка напряжения электричества вышла из строя вся бытовая техника. Причем беда случилась не только в ее квартире, но и у многочисленных соседей бабушки. Люди отчаялись найти правду и махнули рукой, но Айнабюбю Толомошева решила призвать энергетиков к ответу.
Пожилая женщина собрала подписи у соседей, которые подтвердили, что именно в определенный день и время был скачок напряжения, приложила квитанции об оплате за ремонт бытовой техники и отправилась добиваться правды. Энергетики согласились пойти Толомошевой навстречу. Правда, в том случае, если она оплатит проведение независимой экспертизы, которая конкретно установит, что телевизор, холодильник и стиральная машина сгорели от перепада напряжения в электросети. А поскольку независимых экспертов в Киргизии именно в этой области практически нет, энергетики предложили свои услуги для проведения исследования.
Пенсионерка попыталась обратиться в суд, но там ее заявление не приняли.
Подобный случай не единичный. Только в декабре 2014 года в Бишкекское городское общество потребителей (БГОП) "Манас" с аналогичными заявлениями обратилось больше 40 человек. Все материалы до сих пор находятся на рассмотрении в судах. Вообще же в 2014 году с исками о защите своих прав в инстанции обратилось 1630 человек.
"Веселая" арифметика
Если к ситуации с предоставлением коммунальных услуг потребители уже привык-ли, а некоторые и вовсе смирились, то, что творится в торговле и общепите, порой просто не имеет логического объяснения.
- Я зашла в один из ведущих супермаркетов столицы купить к чаю любимых конфет "Монблан", - рассказывает жительница Бишкека Ольга Иванова. - Они продаются в фантиках разного цвета - красных, зеленых и желтых. На витрине в кондитерском отделе магазина сотрудники разложили их по цвету. Цена товара - 320 сомов за килограмм. Взяла по пять штук каждого цвета, положила в один пакет и подошла к кассе, чтобы рассчитаться. Кассир молча раскладывает конфеты по цвету фантиков в разные пакеты, а затем предлагает взвесить каждый в отдельности. Поскольку количество конфет было одинаковым, да и сами изделия - стандартными, то и вес каждого пакетика составил ровно 125 граммов. Однако те сладости, что в красных, почему-то оказались дороже тех, что в желтых. Самые дешевые оказались в зеленых. Я попросила кассира пояснить мне, как же так выходит, что цена конфет за килограмм одинаковая, вес тоже, но в красной упаковке они стоят дороже. Ответ, который я услышала, застал меня врасплох. Кассир заявила, что разница в стоимости объясняется тем, что конфеты взяты из разных ячеек. То же самое сказала и товаровед. И вовсе, как оказалось, неважно, что вес и цена сладостей одинаковые.
Крыса на столе
- Это маркетинговый ход, к которому часто прибегают торговцы, - пояснила глава Бишкекского городского общества потребителей "Манас" Лариса Якубенко. - Нарушение налицо, но доказать обман сложно. В сфере общепита вообще творится беспредел. Недавно посетитель одного из кафе заснял на видеокамеру мобильного телефона шокирующие кадры. На кухне в разгар рабочего дня по столам спокойно прогуливалась громадная краса и дегустировала лежащие тут же продукты. Этот ролик был выложен в Интернет. Люди оставляли свою негодующие комментарии, высказывали претензии к контролирующим органам, но этим дело и ограничилось. Госорганы никак не отреагировали. Это кафе продолжает работать и по сей день.
По словам Ларисы Якубенко, почти всегда потребитель оказывается заложником ситуации и обезопасить себя никак не может. Единственный документ, которым потребитель сможет себя защитить, - это кассовый чек. Но много ли у нас мест, где он выдается?
В республике существует множество всевозможных надзорных органов, куда можно обратиться с жалобой, в частности госсанэпиднадзор, гостехнадзор, антимонопольный комитет, но процесс обжалования покупки некачественного товара во всех инстанциях долгий и трудоемкий. Вместе с тем в республике нет лаборатории, где проводились бы анализы качества товара. Исследуется только безопасность продукции, то есть соблюдение стандартов, технических параметров и так далее. Но эти показатели, как утверждает Лариса Якубенко, не могут быть гарантией качества.
Когда верстался номер
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев утвердил поправки в закон "О защите прав потребителей". Согласно новым нормам, сроки проведения экспертизы по заявлению потребителя касательно продажи некачественного товара сокращены до 10 дней. Для технически сложных товаров, работ или услуг - до 30. При этом заявитель будет вправе присутствовать при проведении исследования.
Карганбек Самаков, депутат парламента КР:
- Защита прав потребителей у нас, действительно, на крайне низком уровне. Хотя, казалось бы, есть все причины навести порядок в торговле, предоставлении услуг, общепите. Вот только доказать свою правоту потребителю бывает очень сложно, а работа контролирующих органов в этом направлении совершенно неудовлетворительна.
Принятые нами поправки направлены на то, чтобы переломить ситуацию. Кроме них, в самое ближайшее время будут внесены изменения и в законодательство о защите прав предпринимателей. Мы готовимся усилить ответственность за предоставление некачественных услуг. Убежден, что владельцам торговых точек невыгодно подвергать риску свою деловую репутацию и выплачивать огромные штрафы.