Вспоминаю ополченцев, дежуривших на блокпосту у Путиловского моста, когда мост еще был цел. Журналистов там не очень жаловали - и это еще мягко сказано. Чтобы установить более-менее доверительный контакт и поговорить с бойцами здесь требовалось гораздо больше времени и усилий. Уже позже мне объяснили в чем дело. Вопреки запрету на съемку военных объектов, кто-то из тележурналистов - даже не знаю наших или зарубежных - все же ухитрился снять блокпост. Сюжет показали по новостям. Один из ополченцев попал в кадр без балаклавы. На следующий день ему позвонили: в Углегорске нашли его жену и ребенка с перерезанным горлом. Ребенку было три годика. И знаете, что-то мне подсказывает, что, если этот человек дожил до январского наступления ополчения, в Углегорск он вошел одним из первых.
Еще одна история ополченца. 31-летний Юрий Левашев, в прошлом любитель пейнтбола, отправился на настоящую войну, потому что не мог смотреть, как под снарядами и ракетами гибнут дети. Юрий стал командиром разведчиков. Недавно он учил "зеленых", необстрелянных еще, но таких же неравнодушных к чужому горю бойцов-ополченцев воевать и выживать в бою. Обучение проходило под Мариуполем в период затишья. Вот только затишье под донбасским небом - понятие весьма условное. Закончить очередную тренировку не успели: ударили украинские "Грады".
Команды Юрия были своевременными и правильными, но обстрел оказался слишком неожиданным, и растерявшаяся молодежь не успела правильно среагировать, выбрать укрытие и грамотно залечь. Юрий бросился на помощь. Бегал под разрывами, помогая ополченцам укрыться от осколков. Ребят он спас. Сам погиб. Друзья запомнили его как веселого, отзывчивого и необычайно доброго человека.
Другой пример. Константин Ставинский создал бригаду реаниматологов, которые рискуя жизнью, спасают раненных на "линии соприкосновения". На линии фронта, если уж называть вещи своими именами, Константин тоже спасал раненых. Причем, не только ополченцев и мирных жителей. "Константин Сергеевич, работая в донецком военном госпитале и на передовой, никогда не делил раненых бойцов на "своих - чужих". Он чтил клятву Гиппократа, спасал жизни и лечил не только бойцов армии Новороссии, но и пленных украинских военных, которых командование ВСУ бросало умирать на передовой", - вспоминают о нем.
В районе Никишино врач попал под пулю украинского снайпера. Медика-героя похоронили в Донецке на Мушкетовском кладбище.
Еще один герой - из подразделения ополченцев "Суть времени" - Евгений Красношеин, известный под позывным "Пятница", погиб в боях за Донецкий аэропорт, сдерживая танковую атаку. Евгений с двумя подчиненными сумел остановить украинские танки. Увы, заплатить за это пришлось жизнью: погибли все трое. Но танки не прошли.
Кто идет в ополчение? На самом деле разные люди. Например 16-летний Ярослав, который добился, чтобы его взяли в ставшую уже легендарной бригаду "Призрак" Алексея Мозгового. Ярослав надеется своим примером устыдить взрослых мужиков, которые предпочли уйти через границу в Россию.
У 17-летней симпатичной девушки-ополченки с копной рыжих волос и позывным "Рыжик", воюющей в не менее легендарном отряде Мотороллы, другая мотивация.
- Однажды я задумалась. У меня ведь тоже будут свои дети. Когда-нибудь они узнают о том, что произошло на Украине и спросят меня: "Мама, а что ты сделала, чтобы остановить это?", - совсем по-взрослому рассуждает молодая девчонка.
"Рыжик", кстати родом из Славянска и хорошо помнит, что украинским силовики сделали с ее городом. Школьные экзамены "Рыжик" сдавала уже будучи ополченкой. Сначала помогала по кухне. Сейчас она стрелок.
Свои счеты к силовикам есть и у жителя Донецка по имени Коля. О нем в ополчении рассказывают по-настоящему жуткую историю. Еще летом прошлого года Коля оказался в плену у силовиков. После избиений и издевательств ему ножом вырезали почку и оставили умирать. Раненого подобрали и отвезли в больницу оказавшиеся поблизости люди. Покалеченному мужчине чудом удалось выжить. Теперь, обращаясь к силовикам, он обещает, что Коля еще придет.
Но, пожалуй, общий настрой бойцов ополчения лучше всего передают слова ополченца Сергея Эринархова: "Я горжусь собой за то, что мне выпала честь вести войну за народ Донбасса. Я готов воевать до тех пор, пока не упаду от бессилия. Я воюю за жизни детей, женщин и стариков. Для меня нет разницы, где кто живет и какой он национальности и вероисповедания. Я не воюю за деньги. У меня их нет и за них я не куплю свободу. Я показываю ради чего должен жить человек. Я знаю, что могу умереть в любой момент, но я абсолютно спокоен, потому что я жил не зря".
Ситуация в Донецкой области