Дефицита, чего многие опасались, не случилось, критических изменений ассортимента тоже. Рацион россиян изменился, но не обеднел, рассказали основные игроки потребительского рынка РФ.
Доля российской продукции в крупных торговых сетях увеличилась на 10 процентов, а в магазинах "шаговой доступности", изначально ориентированных на местных поставщиков, - на 1-2 процента, рассказал глава Ассоциации компаний розничной торговли Илья Якубсон.
Плюс эмбарго стало хорошим толчком для органов власти, чтобы искать дополнительные средства на АПК и новые решения по его поддержке, бизнес тоже "забегал" в поисках новых ниш, сказал в ответ на вопрос "РГ" председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов.
Но расчеты на то, что эмбарго само по себе подстегнет инвестиции в АПК, не оправдались.
Оно введено на год, и будет ли запрет для поставщиков из ЕС и США продлен или отменен досрочно, зависит от отношений с Западом, а сроки инвестпроектов в сфере АПК начинаются от двух лет. Другие же факторы, определяющие инвестиции, изменились к худшему: кредиты резко подорожали, оборудование, а оно в основном импортное – тоже.
Так, еще до прекращения поставок свинины из ЕС российские производители были готовы реализовать за 5 лет инвестпроекты мощностью один миллион тонн свинины в год, добавил глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Но теперь многие из этих проектов стали слишком рискованными из-за недоступности кредитов, а потому приостановлены.
То есть для импортозамещения нужны дешевые кредиты для АПК, помощь производителям в приобретении импортного оборудования и поощрение производства этого оборудования в России. И делать это нужно как можно скорее, пока слабый рубль защищает российский рынок от зарубежных товаров.
Непосредственным положительным эффектом от эмбарго для отечественных производителей стала загрузка до предела свободных мощностей. Это именно то, на что и рассчитывали производители полгода назад, сказал глава "Руспродсоюза" Максим Протасов. Правда, не стоит забывать, что в основном европейский и американский импорт заместили поставщики из других стран.
Эмбарго внесло свой вклад в ускорение инфляции, однако ее основным двигателем с последних месяцев прошлого года стала девальвация рубля. На первый фактор пришлось 1,4-1,5 процента инфляции за прошлый год, на слабый рубль - в три раз больше (4,2-4,3 процента), следует из только что опубликованных данных Минэкономразвития.
Ослабление рубля отразилось не только на продукции с высокой долей импорта, но и на товарах, хорошо продающихся на мировом рынке.
Пример - подсолнечное масло, которым на 90 процентов Россия обеспечивает себя сама. Но сейчас производители перед выбором - наращивать поставки за рубеж за валюту, которая стала дороже, или продавать на внутренний рынок, но по более высоким ценам, сказал зампред совета Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции Владислав Романцев.
При этом сейчас розничные сети проверяют обоснованность повышения цен своими поставщиками, и в большинстве случаев оно подтверждается объективными причинами, заверил Илья Якубсон.