Сделать представление по поваренной книге - уже достаточное условие для определения действа "экспериментальным", "экстравагантным" или "провокационным". На самом деле причин для таких эпитетов больше - театр старательно работает на таким имиджем с 2002 года, даты своего основания. Режиссер представления Себастьян Солдевилья подобрал точное сравнение накануне российской премьеры - зритель придет смотреть, обонять и пробовать "оливье". Их ждет смесь хореографии, акробатики и драматургии.
Спектакль "Кухня. Откровения" (Cuisine&Confession), вероятно, будет предельно ясен отечественному зрителю: ему не надо объяснять, что такое кухонные разговоры, в центре которых и сплетни о соседях, и балагурное застолье, и выворачивание наизнанку собственной души.
Кухня - это место, которое сближает людей, мирит поссорившихся родственников, становится свидетелем откровенных признаний. Кухня - это место, где жизнь кипит чаще, чем суп, сколь бы противоречиво это не звучало.
В одном из эпизодов на сцене появляется молодой человек из Аргентины и начинает рассказывать о еде. Потом неожиданно прерывает себя вопросом, что ел его отец, валяясь в камере, когда хунта пришла в Аргентину. Трогательный рассказ превращается в хореографическую драму, актер взлетает на шест, вытворяя акробатические трюки, которые, кажется, не сопоставимы с человеческими возможностями. И затем снова возвращается к микрофону, чтобы завершить свой рассказ.
"Это новый жанр, в котором каждый зритель находит что-то свое, - рассказывает генеральный продюсер Московского театра мюзикла Давид Смелянский. - Для кого-то это цирк, кто-то видит в этом театр и драму. А кто-то просто смотрит спектакль и в финале чувствует себя немножко счастливее".
С утра на кухне твои друзья (в том, что актеры здесь твои настоящие друзья не возникает ни малейшего сомнения) угощают завтраком. Они готовят омлет под разухабистые ритмы в сопровождении аккордеона и пируэтов над кухонным столом. Номер длится буквально несколько минут и завершается дегустацией настоящего блюда: перед зрительским судом предстает не только само действо, но и его результат - приготовленная еда.
"Когда мы репетировали спектакль, нас учили профессиональные повара, - вспоминает один из актеров Сидней Икинг Бэтмен, для которого "Кухня. Откровения" - его первое профессиональное шоу. - Раньше я редко готовил, теперь научился и мне это понравилось. Когда-нибудь я закончу цирковую карьеру, и тогда буду постоянно угощать родных и друзей собственной стряпней. А пока я могу рассказать о нашей кухне. Каждый зритель спектакля попадает в гости к нашей большой семье и может попробовать то, что мы готовим. Поэтому, мне кажется, наше представление превосходит рамки шоу".
К слову, для актеров приготовление еды во время представления - это еще и испытание для желудка. Сидней жалуется, что есть банановый пирог в последнее время - это большое испытание: "На сцене мы почти не едим, все достается зрителям. Но не на репетициях - рабочий день мы заканчиваем сытыми. Настолько сытыми, что во время представления, только заслышав запах бананового пирога, я думаю: "О нет, только не это, я не хочу его есть".
Пытаться описать новый спектакль - то же самое, что рассказывать о вечерних разговорах: даже диктофонная точность не приблизит к пониманию и, главное, верным ощущениям и чувствам. В отличие от устного творчества возможности театрального представления шире, а "7 пальцев" выступают в Москве до первого дня весны. Так что свидетелями их "посиделок" могут стать много больше людей, чем вмещает любая кухня.
Справка "РГ"
Театр "7 пальцев" был основан в 2002 году. Его родина та же, что и у знаменитого "Цирк дю Солей" - канадский Монреаль. Это не удивительно: семь основателей театра (те самые семь "пальцев") - бывшие артисты "Цирка Солнца". Поэтому и список достижений трупп сопоставим: множество профессиональных премий, успехи на крупнейших мировых фестивалях искусств, представления во время открытий Олимпийских игр и даже во время церемоний вручения "Оскара".