Однако не исключен вариант, что также состоится и тендер, где ВВС Индии будут предложены и другие российские самолеты. В частности, МиГ-35. Во-первых, индийские летчики хорошо знакомы с истребителями, на базе которых создавалась новая машина. Во-вторых, Россия, в отличие от ее западных конкурентов, готова передать Индии многие новейшие технологии. В том числе по производству двигателей. На тендере, проведенном несколько лет назад, главным образом соперничали наш МиГ-35 и французский Rafale. Тогда обсуждалась возможность передачи документов на лицензионное производство российского истребителя.
Французы, напомним, были готовы продавать только готовые машины, о передаче технологий речи не шло. И тем не менее победили они. Позже выяснилось, что стоимость "Рафалей" выше заявленной, платить придется более 200 миллиардов.
Отказ от Rafale не означает, что в перспективе индийский рынок займет другой европейский самолет. Скажем, Eurofighter Typhoon. По словам представителя минобороны Индии, на которые ссылаются журналисты, ВВС страны будут искать других поставщиков.
Помимо МиГ-29, в качестве варианта может рассматриваться и Су-35. Этот истребитель развивает скорость до 2400 км/час и беспосадочно летает на расстояние до 3600 км. Боевая нагрузка - 8 тонн. На внешней подвеске машина может нести все виды авиационного вооружения. Самолет одинаково хорош как истребитель и как дальний перехватчик.
Однако предпочтением остается МиГ-35. Он способен нести перспективные авиационные средства поражения российского и иностранного производства. Он обладает сверхманевренностью за счет мощных двигателей с отклоняемым вектором тяги. Одна из главных особенностей - наличие радиолокационной станции "Жук-А" с активной фазированной антенной решеткой. Новейший радар и цифровая система обработки информации позволяют истребителю сопровождать 30 целей и одновременно атаковать шесть. Дальность работы радара - 160 километров, а в перспективе будет увеличена до 280 км.
МиГ-35 оснащается комплексом активной защиты - на борту находятся специальные датчики, предупреждающие летчика о ракетных атаках. В его систему вооружений входят противоракеты, способные уничтожать чужие ракеты класса воздух - воздух. Пожалуй, пока это единственный истребитель, имеющий на борту индивидуальный комплекс ПВО.
РЛС "Жук-А" позволяет параллельно работать в режимах "воздух - воздух" и "воздух - поверхность", распознавать и классифицировать одиночные воздушные объекты. Система управления практически аналогична той, что установлена на истребителях МиГ-29К/КУБ. Эти палубные истребители используются на авианосце "Викрамадитья", который уже стал гордостью ВМС Индии. Морские летчики в восторге от боевых возможностей российского МиГ-29К. Возможно, в будущем это сыграет роль в судьбе МиГ-35.
Пока же все внимание приковано к открывающемуся в Бангалоре авиасалону Aero India 2015. Франция отправила туда три истребителя Rafale для демонстрации фигур высшего пилотажа. Заметно активизировались немцы, шведы, американцы. Но и Россия выставляет свои лучшие образцы авиационной и ракетной техники. Между прочим, многие из них - плод российско-индийского сотрудничества в сфере высоких технологий.