17.02.2015 19:00

Эксперты обсудили проблемы электронных и классических торгов

Текст:  Михаил Синицын Самвел Хачатурян
В медиацентре "Российской газеты" состоялся экспертный совет "Законодательные новации в сфере приватизации. Классические и электронные торги: плюсы и минусы", где профессионалы рынка обсудили практику продажи государственного имущества онлайн и "с молотка". В дискуссии приняли участие Андрей Степаненко, генеральный директор ОАО "Российский аукционный дом", президент НП "Российская гильдия управляющих и девелоперов"; Ольга Маркова, заместитель генерального директора - директор департамента по управлению объектами недвижимости ООО "ВЭБ Капитал"; Анжелика Иманова, руководитель Комитета по распоряжению государственным и корпоративным имуществом НП "Российская гильдия управляющих и девелоперов"; Елена Канцерова, ведущий эксперт от некоммерческого партнерства развития института торгов "Профессионалы электронного рынка"  и Денис Химиляйне, управляющий партнер консультационной группы "Прайм Эдвайс".
Читать на сайте RG.RU

Делая доклад о взгляде продавца на реализацию имущества на классических и электронных торгах, Андрей Степаненко заметил, что сейчас сразу несколько сторон в лице комитета Госдумы по собственности, Росимущества, Минэкономразвития и экспертов от бизнеса ведут плотную работу над внесением изменений в федеральный закон №178 "О приватизации государственного и муниципального имущества". "Нам очень важно в рамках экспертных советов, круглых столов, конференций понять мнение и участников рынка, и обменяться  мнениями, чтобы найти некую истину, которая позволит принять реально работающий, адекватный закон", - заметил эксперт.

Сейчас многие, даже аукционные дома с двухсотлетней историей, часть активов продают посредством электронных аукционов, часть традиционно "с молотка". "Одновременно можно торговаться и в зале, и посредством интернета или телефонного звонка, - уточнил Андрей Степаненко. - К сожалению, в России сейчас это несколько неуместно, потому что нужны определенные гарантии платежеспособности, прежде всего, инвестора и покупателя. В Западной Европе, не внеся задаток, они могут гарантировать платежеспособность своей банковской карточкой. У нас же обязателен платеж в виде задатка 10% от стартовой суммы сделки. Пока даже не принимаются банковские гарантии. Хотя этот вопрос, возможно, будет рассматриваться в законопроекте".

По словам Ольги Марковой, в настоящее время эксперты завершают разработку проектов документов для внесения изменений в корпоративное законодательство в связи с изменениями в Гражданский кодекс, которые произошли в сентябре прошлого года. "В данном случае мы предложили, чтобы были внесены типовые изменения в уставы обществ, которые были бы связаны с введением дополнительных ограничений по совершению сделок с имуществом, с интеллектуальной собственностью для того, чтобы взять под контроль ту ситуацию, которая сложилась. Если это ввести в рамках законодательных инициатив и принять как типовой устав соответствующего общества, который был бы включен в прогнозный план программы приватизации, то, наверное, эффективность от действия агента по продаже федерального имущества была бы активной и ощутимой", - рассказала Ольга Маркова.

Эксперты предлагают вопросы продажи решать с предварительного согласия совета директоров, решением, которое бы принималось единогласно всеми членами совета директоров. В настоящее время вопрос решается большинством присутствующих (как правило, совет директоров состоит из пяти представителей: поверенный, независимый директор и три представителя органов исполнительной власти). И если два представителя органа исполнительной власти не приходят, остается один представитель органов исполнительной власти - кворум имеется, и принятие решения происходит большинством голосов. Если независимый директор и поверенный голосуют "за", а представитель Росимущества по директиве или представитель иного федерального органа исполнительной власти голосует "против", то кворум большинства принимает решение. Получается, что практически два человека принимают решения о судьбе имущества. По мнению Ольги Марковой, это не совсем правильно. "Это сделки в рамках, которых осуществляется предоставление займов, кредитов, гарантий, поручительства. То есть обо всем, что может быть связано с отчуждением и залогом федерального имущества или интеллектуальных прав на организацию, решения должны приниматься единогласно всеми членами совета директоров. И тогда это будет уже общая коллективная ответственность", - уверена директор департамента по управлению объектами недвижимости ООО "ВЭБ Капитал".

Анжелика Иманова напомнила, что покупатели на электронных торгах часто становятся заложниками ситуации, когда даже при готовности купить актив технические проблемы не позволяют этого сделать. "У нас были жалобы, когда у участников торгов просто отключается монитор, зависает программа. Обращение в службу техподдержки - это потерянное время, это невозможность обратиться в суд, потому что у тебя нет доказательной базы, с чем ты придешь? С монитором? С фотографией? Нотариус это не заверяет, соответственно возникает огромное количество вопросов".

Большие усилия в формировании цивилизованного рынка торгов должны играть сами его участники. По словам Елены Канцеровой, профессиональные игроки бизнес сообщества уже получают возможность контролировать ситуацию, определять новые стандарты и правила работы. "Ужесточается финансовая ответственность операторов, - уточнила эксперт. - При этом мы ждем от государства помощи в смысле партнерского взаимодействия. Роль государства исключать нельзя. Требуется унификация процедур, единый подход в части требований к площадкам, которые обеспечивают проведение этих торгов, и самое важное - ужесточение контроля за деятельностью организаторов торгов, и введение этого понятного, и, наверное, уже давно назревшего института организатора - оператора".

Денис Химиляйне также говорил, в основном, о проблемах электронных торгов. Одна из наиболее острых проблем состоит в том, что электронная площадка может безосновательно отказать в регистрации  тому или иному участнику. Более того, если она откажет в регистрации, то участнику будет очень сложно доказать, что он хотел заявиться именно на эти торги, а не на какие-то другие. Кроме того, в заявку участника, по словам эксперта, часто вносится заведомо неверная информация. И самое главное - при торгах электронная площадка видит заявки, которые подает участник. "Соответственно при недобросовестном использовании этой информации, данные о ценовых предложениях, подаваемых в закрытом виде, могут быть известны третьим лицам. И третьи лица могут совершенно спокойно выигрывать торги при банкротстве", - резюмировал Денис Химиляйне.

Экспертный совет "Законодательные новации в сфере приватизации. Классические и электронные торги: плюсы и минусы" в "РГ"