17.02.2015 00:43
Экономика

К 2030 году на шельфе будет добываться не более 3% российской нефти

Раньше 2030 года на углеводороды шельфа рассчитывать не стоит
Текст:  Алексей Михайлов
Российская Бизнес-газета - : №6 (985)
Падение рубля поставило под вопрос рентабельность многих российских месторождений углеводородов. Особенно это касается нефтяных залежей на арктическом шельфе. К 2030 году на шельфовых месторождениях будет добываться не более 3% нефти по России в целом, а газ не будет добываться вовсе, считает член научного совета при Совете безопасности РФ, директор компании "Гекон" Михаил Григорьев.
Читать на сайте RG.RU

Разрабатываемые в Арктике месторождения условно делятся на две части. К первой относятся те, которые расположены на шельфе. Вторая группа месторождений находится на суше, но для их разработки требуется морская инфраструктура. Всего там реализуется более 40 проектов, которые, в свою очередь, можно разделить на 10 зон хозяйственной деятельности. До 2030 года добывать углеводородное сырье в Арктике предполагается только в тех зонах, где разработка нефтегазовых месторождений уже ведется, отмечает Михаил Григорьев. Речь идет о Тимано-Печорской провинции, севере Западной Сибири (междуречье Оби и Енисея) и шельфе Печорского моря с Приразломным месторождением.

- Для разработки шельфа с точки зрения климата наиболее благоприятна центральная часть Баренцева моря - бывшая "серая зона", - считает Михаил Григорьев. - Однако по условиям лицензионных соглашений предполагается, что она будет вовлечена в разработку за чертой 2030 года. Это означает, что перспективы разработки Штокмана отодвигаются в еще более далекое будущее. "Газпром" аккуратно перенес начало его освоения на период после 2025 года. Но я считаю, что "Газпром", который имеет более 50% лицензионных запасов промышленной категории на суше, вряд ли будет активным инвестором в этих дорогостоящих проектах.

Санкции не помешают осваивать арктический шельф

Не исключено, что дешевеющий рубль вынудит российских газовиков и нефтяников надолго отложить активное освоение шельфа. Во всех арктических проектах заложена стоимость барреля нефти на уровне 100 долларов, тогда как на начало февраля 2015 года он стоил чуть выше 56 долларов. Любопытно, что месторождение "Голиаф" на норвежском шельфе, разработка которого должна начаться в 2015 году, рентабельно при цене 95 долларов за баррель. "ЛУКОЙЛ" планирует бюджет 2015 года, исходя из цены на нефть на уровне 80 - 85 долларов за баррель, добавил Михаил Григорьев. При этом США сохраняют позитивную динамику добычи нефти на сланцевых проектах до уровня цены 67 долларов за баррель. По оценкам Роснедр, добыча трудноизвлекаемой нефти к 2025 году может составить 52 млн тонн. Для этого потребуется около 100 млрд долларов инвестиций. Где взять эти средства, пока не берется сказать никто.

Никто пока не отменил и санкции. Летом ЕС и США запретили ввозить в Россию оборудование и технологии для бурения в Арктике, на глубоководном шельфе и месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами. Сейчас российские нефтегазовики пытаются найти альтернативу в России или Азии, но для производства буровых установок в России или Китае нужны компоненты, которые делают в Северной Америке. Найти им замену будет сложно. Наконец, свою лепту вносит крайне суровый арктический климат и тяжелые геологические условия.

- Льды и сильные штормы осенью создают нам большие сложности, - отметил начальник управления по обеспечению производства оператора проекта компании "Газпромнефть-Сахалин" Алексей Фадеев, рассказывая об освоении Долгинского нефтяного месторождения. - Инфраструктура там только развивается, а между подрядчиками и поставщиками почти отсутствует конкуренция. Первая отгрузка нефти намечена на начало 2020-х.

Впрочем, с проблемой дороговизны добычи "черного золота" сталкиваются все нефтедобывающие страны. Разработка шельфовых месторождений связана с множеством рисков как природных, так и экономических. Например, затраты на бурение шельфа очень высоки, и в результате шельфовые запасы углеводородов изучены недостаточно. Без этого невозможно оценить перспективную рентабельность того или иного месторождения. Как отмечают ученые Кольского научного центра РАН Алексей Череповицын и Федор Ларичкин, действенным инструментом могло бы стать перераспределение финансовых затрат недропользователя на экономическую выгоду от другой деятельности. Еще один вариант уменьшить налоги на всю величину затрат на геологоразведку. Возможно создание консорциумов из нескольких инвесторов, это помогло бы снизить затраты и риски на этапе геологоразведки. Но подобных механизмов сегодня в законодательстве мало, а те, которые есть, применять очень сложно. Еще один вариант - львиную долю геологических рисков может взять на себя государство, финансируя геологоразведку напрямую.

Нефть и газ