По информации куратора проекта "Народный контроль" на Южном Урале Вадима Воробья, в начале февраля цена десятка яиц достигала 58,4 рубля, только за неделю она выросла на девять процентов. В Челябинское управление ФАС тоже идет поток жалоб на рекордно высокие цены именно на этот продукт: в некоторых магазинах стоимость перевалила за 70 рублей. Чтобы разобраться, какое из звеньев торговой цепочки толкает цены вверх, антимонопольщики пригласили представителей местных птицефабрик и сетевого ретейла на "очную ставку".
По словам первого заместителя гендиректора Челябинской птицефабрики Андрея Архипенко, прежде чем вызывать на ковер предпринимателей, необходимо разобраться в специфике ведения этого бизнеса, которому присуща сезонность продаж. К примеру, в пиковые периоды ажиотажного спроса на яйца (что, в частности, ежегодно наблюдается в преддверии православного праздника Пасхи) цены на продукцию птицефабрик увеличиваются. Более того, согласно исследованиям ученых, в осенне-зимний период население потребляет значительно больше яиц. Логично, что именно в это время ценники ползут вверх. Только таким образом птицефабрикам удается компенсировать провал продаж в другие периоды года, когда спрос на яйца минимальный.
- Определяющим фактором является рентабельность производства по итогам года, - пояснил Андрей Архипенко. - У нашего предприятия на протяжении нескольких лет она остается практически неизменной, варьируясь в пределах 8-9 процентов, не более.
По словам замминистра сельского хозяйства Челябинской области Александра Раевского, резкое увеличение текущего уровня рентабельности птицефабрики может свидетельствовать о том, что предприятие под сурдинку решило подзаработать на общем ажиотаже, что никак не связано с сезонностью продаж.
Именно этому показателю контролирующие органы уделяют особенно пристальное внимание, однако пока сверхприбыли у птицеводов выявить не удалось.
В настоящее время отпускная цена местных птицефабрик за десяток куриных яиц категории С1 в среднем составляет 45 рублей, при этом производители занимаются исключительно оптовыми поставками продукции в торговые сети. Незначительный рост себестоимости птицеводы связывают с удорожанием кормовых добавок, импортных запчастей, медикаментов, а также ростом цен на пшеницу. По словам директора по продажам "Чебаркульской птицы" Дмитрия Бородулина, порядка 60 процентов в структуре кормов занимает зерно. Оно дорожает, однако, даже несмотря на это, отпускные цены птицефабрик выросли не столь существенно, как розничные.
Представители сетевого ретейла, в свою очередь, утверждают, что в последнее время не увеличивали торговую наценку на яйца - наоборот, изо всех сил снижали. В течение полугодия она, по данным ретейлеров, упала с 21 до 13 процентов, а в отдельных региональных сетях - до 10. Так, магазины известной федеральной торговой сети в январе 2015 года десяток куриных яиц С1 закупали у местных производителей по 47,9 рубля, на полке товар был представлен по цене 53,7 рубля, то есть уровень торговой надбавки не превышал 13 процентов. Ретейлеры заверили, что и дальше намерены снижать свою наценку на социально значимые продукты питания, перераспределяя нагрузку на товары премиум-класса.
Тем временем, несмотря на единодушный альтруизм производителей и продавцов, цена яиц в Челябинской области продолжает расти и ожидать ее снижения, по словам экспертов, в ближайшее время явно не стоит: ближе к Пасхе ценник достигнет максимума.
Елена Рысева,заместитель руководителя Челябинского УФАС:
- Яйца входят в список социально значимых продуктов, на которые возможно введение государственного регулирования цен. В настоящее время продолжается анализ ситуации с ценообразованием, и, если будут выявлены факты нарушения антимонопольного законодательства, последуют незамедлительные меры реагирования.