18.02.2015 22:00
Культура

В ГМИИ представили обновленную экспозицию западного искусства

В галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков представили новую экспозицию
Текст:  Жанна Васильева Аркадий Колыбалов
Российская газета - Федеральный выпуск: №34 (6605)
Алексей Петухов, отвечающий за собрание импрессионистов и постимпрессионистов в ГМИИ им. А.С. Пушкина, защищал "жемчужный серый с теплым оттенком": "Знаете, сколько существует оттенков серого? Не 50, а гораздо больше!". Этот "жемчужный серый" стал объединяющим фоном в залах постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Впрочем, изменившийся дизайн залов - не единственное новшество.
Читать на сайте RG.RU
Обновленная экспозиция галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка к столетию Святослава Рихтера

В перспективе после реконструкции музея эта коллекция должна переехать еще раз - в здание бывшей усадьбы Голицыных (Волхонка, 14, строения 3, 4, 5, 8). На этом фоне "перемена сцены" и работа над новой экспозицией может показаться роскошью. Но в данном случае "роскошь" и необходимость - близнецы-сестры. Дело не только в обычной музейной практике, для которой новая аранжировка знакомых художественных сюжетов - способ привлечь зрителей, шанс показать отменные работы из запасников... В случае с ГМИИ им. А.С. Пушкина речь идет не о расширении показа, а о "сжатии", уплотнении экспозиции. Первый этаж Галереи отдан под приезжающие выставки (сейчас там разместилась выставка Пауля Клее из Швейцарии). Соответственно для своей экспозиции у музея остаются два этажа. Поэтому 86 работ ушли в запасник. Остались буквально шедевры из шедевров.

И они выстроились в новые сюжеты. Среди центральных - дань признательности тем коллекционерам, благодаря которым богатейшее собрание импрессионистов и постимпрессионистов появилось в России. Так, зал Поля Гогена должен напомнить о плотной развеске картин таитянского цикла в особняке Сергея Ивановича Щукина. Первый зал, в который попадают зрители на третьем этаже, призван погрузить в атмосферу особняка Ивана Абрамовича Морозова - по его заказу были созданы полотна Пьера Боннара "Лето", "Лето в Нормандии", напоминающие о беззаботности райского сада... Один из залов посвящен Парижу. На стене - вид Оперного проезда снежным утром от Камиля Писсарро и бульвар Мадлен глазами норвежца Фрица Йохана Фредерика Таулова.

В Русском музее пройдет выставка "Серов - не портретист"

Случайное, конечно, совпадение, но представление обновленной экспозиции западного искусства в ГМИИ им. Пушкина прошло сразу после уикэнда, в который открылись мультимедийные проекты "Великие импрессионисты" и "Великие модернисты" на Аrtplay. Знакомый радостно сообщил, что он сводил туда своих дам. "Женщины же любят эффекты", - сказал он почти извиняющимся тоном. Почти как в "Бриллиантовой руке": "женщинам - цветы, детям - мороженое". И тем, и другим - мультимедийные радости.

Понятно, что "просвещение" Пушкинского музея в виде подлинных экспонатов - не та приманка, на которую купится поколение, выросшее с iPad ом в коляске. Приманка, конечно, это аттракцион. Его, кстати, от всех музейщиков требуют тоже. Дескать, кому нужны ваши подлинники Ренуара, Гогена, Ван Гога? Мало ли, что одни из лучших в мире. Вы зрителю это докажите. В этом смысле противостояние музея и аттракциона, подлинников и мультимедийных "клонов", которое неожиданно сложилось на московской культурной сцене, показательно.

Конечно, можно считать, что пережив в мультимедийном проекте "экспириенс", непереводимый на русский, народ толпами повалит на Волхонку в поисках подлинников. Но, по-моему, эта надежда из тех, что умирает последней.

Музеи и памятники