20.02.2015 00:05
Культура

В Белых Столбах состоится фестиваль архивного кино

Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №36 (6607)
XIX фестиваль архивного кино "Белые Cтолбы" Госфильмофонда России. 23-28 февраля.
Читать на сайте RG.RU

Нововведение этого года: единственный в России фестиваль архивного кино, восемнадцать лет подряд собиравший в Госфильмофонде в подмосковных Белых Столбах ведущих историков кино, киноведов и кинокритиков разных стран, на девятнадцатый раз лишился своей элитарной территориальной закрытости и узкопрофессиональной обособленности. Большая часть его программ будет дублироваться в московском кинотеатре "Иллюзион". Начиная от популярной подборки "Кинопробы" - в этом году можно будет увидеть, какой получилась бы "Анна Каренина" у Александра Зархи, утверди он на роль Каренина не Николая Гриценко, а Иннокентия Смоктуновского, Николая Черкасова, Евгения Евстигнеева или же Андрея Попова. И заканчивая уникальными материалами из цикла "Невошедшее. Неоконченное. Недооцененное", который на этот раз объединит фрагменты, вырезанные из фильма-энциклопедии "оттепели" "Застава Ильича" Марлена Хуциева, сцены из его новой, еще неоконченной работы "Невечерняя" (2003-2015) и редкую копию, возможно, самого недооцененного фильма режиссера "Бесконечность" (1991).

"Белое солнце пустыни" показали инвалидам по слуху и зрению

"Каждый раз перед нами встает вопрос: как вместить в программу все, что хотелось бы показать? Как добиться идеального баланса? К сожалению, никак. Подготовка к фестивалю - процесс болезненный, - констатирует художественный руководитель кинофестиваля Петр Багров. - Любая фестивальная программа субъективна, а уж программа архивного фестиваля тем паче. Слишком богат выбор. Оправдывает нас лишь то, что программа эта - плод работы большой команды, так что субъективность здесь коллективная. Профессии архивистов и реставраторов сегодня оказываются едва ли не самыми важными для истории кино. Какими они сохранят картины, какими представят их публике, такими они и останутся. Ошибки здесь неизбежны, ответственность огромная. Наверное, архивистам стоит придумать свою клятву Гиппократа. Мы берем курс на аутентичность. Поэтому начинаем усиленно заниматься текстологией, сверяем версии, хранящиеся в архивах всего мира, изучаем документы, мемуары (надежные и не очень). Эта скрупулезная и, чего уж там скрывать, для многих скучная работа - единственный путь к истине, как бы патетически это ни звучало. Поэтому мы открываем фестиваль "Винтиком-шпинтиком", непритязательным мультиком 1927 года - это первая за долгие годы текстологическая реконструкция Госфильмофонда, попытка по кускам собрать авторский вариант... Поэтому "круглый стол" посвящен аутентичности реставраций, и мы знаем заранее, что мирно он не пройдет: участники уже точат сабли. Ну, и слава Богу! Значит, архивное кино - дело живое".

Мировое кино