Возвращение романа великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии Михаила Шолохова в год его 110-й годовщины со дня рождения и в Год литературы должен стать главным событием театрального сезона, посвященного отечественной драматургии. Правительство региона выкроило из бюджета три миллиона двести тысяч рублей на то, чтобы спектакль стал событием года.
Груз такой ответственности взвалил на себя Александр Пудин, художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии города Москвы.
Как только Пудин пришел в ростовский театр, он сразу заявил, что мечтает о том, чтобы академический театр драмы имени Максима Горького больше ассоциировался с именем своего великого земляка, с историей донского края.
- Меня многие спрашивали, а есть ли у вас в театре Аксинья, Григорий? Как можно ставить "Тихий Дон", если нет актеров, способных сыграть столь сильные и красивые характеры? Полгода назад у меня не было убедительного ответа на этот вопрос. Сейчас - есть! В пьесе действуют 28 героев, не считая массовки, и на каждый образ найдется свой исполнитель, - говорит Александр Пудин.
"Новый" "Тихий Дон", по его замыслу, будет отличаться от прежних сценических версий романа. Пьесу написал профессиональный драматург, а не режиссер-постановщик спектакля, как это часто происходит на практике. Владимир Малягин уже не раз доказывал свой талант и умение работать с прозой классиков: в Московском академическом театре им. Маяковского с успехом идут его постановки "Братья Карамазовы" по Достоевскому, "Мертвые души" по Гоголю и другие.
- Пьеса написана в сжатые сроки, но это ничуть не сказалось на качестве материала. Все находили ее удачной. А это очень важно: почувствовать главные кровеносные артерии гениального романа, не расплескать, а собрать воедино судьбы и действия главных его героев, соединить их энергию с энергией "Тихого Дона", - считает Пудин.
Новое прочтение романа сегодня актуально не только в связи с юбилеем Шолохова. "Это не датский спектакль!" - предупреждают его создатели. События, которые в нем происходят, созвучны тому, что творится сейчас на юго-востоке Украины. Та же братоубийственная война. И тема та же: как избежать самого страшного - раскола гражданского общества.
Вы о Шапошникове, о Шапошникове скажите! Ставить спектакль "Тихий Дон" будет художественный руководитель Иркутского академического драматического театра им. Н. Охлопкова. Как он попал на Дон? Почему?
Александр Пудин: Когда я только заявил о новой работе, мне стали предлагать очень многих режиссеров для спектакля, и именитых, и маститых столичных. Но все они один за другим отпали, потому что не каждому подошли сроки. Я искал человека, который может приступить к работе сразу и сдать спектакль к юбилею Шолохова в мае. Когда кандидатур не осталось, стал искать сам, по всей стране. Изучал отзывы, мониторил сайты театров, разговаривал.
Геннадий Шапошников - лауреат Национальной премии "Золотая маска". Повлияло это на ваш выбор?
Александр Пудин: На самом деле для меня даже не это было критерием отбора. Будь хоть лауреаты, народные артисты и самые заслуженные. Мне казалось, в судьбе режиссера должна была оказаться та работа, которая сопоставима с "Тихим Доном". У Шапошникова я нашел "Колчака". Мне импонирует его посекундная работа над ритмом постановки, его умение найти метафору, которая взорвет сцену. Хороши его замечания о сценографии, о костюмах, о декорациях. Хотя это работа совсем других специалистов. Но он видит картину в целом и сам ищет деталь, образ, художественную метафору. Меня этот вариант порадовал. Потом, конечно, спросил мнение об этом кандидате своих московских друзей. А они: "Как?! Разве мы не назвали тебе Шапошникова?"
Звезды сошлись: и сам Геннадий, оказывается, проворачивал в уме этот материал в течение уже нескольких лет. Ему очень интересно ставить "Тихий Дон". Хотя более трудной, более невероятной работы, чем перевод романа на язык театра, трудно себе представить. Но у Шапошникова за спиной "Последний срок", "Прощание с Матерой" Валентина Распутина, "Прошлым летом в Чулимске" Александра Вампилова. Все его спектакли - эталон русских традиций.
- Сейчас мы с группой читаем весь роман. Каждое прочтение - это новое осмысление, - говорит Шапошников. - Сегодня мелочи, которые я пропускал, становятся главными. Убили второстепенного героя. Бросили умирать. Другие двое выкопали ямку. Притоптали ее. Выросла трава. Часовенка появилась. Птичка свила гнездо. Был человек - нет человека.
Как показать это на сцене? Какая линия романа будет взята за основу театральной постановки? Такая благодарная, как любовь и отношения двух хуторян - Аксиньи и Гришки, или такая сложная, как тема войны и мира?
Александр Пудин: Какой "Тихий Дон" без прекрасной истории любви! Но мне кажется, вести главную линию будет прежде всего печаль и боль о судьбе донского казачества, и тень беды, случившейся на Дону в начале прошлого века, будет довлеть над нашими героями. И теперь беда опять рядом, на Украине. Война, раздор, раскол. От этого никуда не уйти. Ни нашим героям, ни нам самим. И чем чище и красивее их чувства, тем на этом фоне трагичнее судьба народа. Будем работать над этим чудеснейшим материалом.
Премьера запланирована на 24 апреля 2015 года. А сразу после майских праздников, накануне юбилея Михаила Шолохова, в донской столице премьера впервые пройдет на открытом воздухе - на Театральной площади. В планах театра - показать спектакль в Москве, а также вывезти его на Международный театральный фестиваль в Тампере в августе 2015 года.
Кто сыграет главные роли
Почти месяц после приезда Шапошникова держалась интрига: кто же сыграет главные роли в новом спектакле? И вот покровы тайны сняты. На роль гордой и страстной Аксиньи назначена Екатерина Березина. До этого - Лиза в "Деле Карамазовых", Фениса в пьесе Лопе де Вега и даже дочка Бабы-яги в пьесе по Василию Шукшину. У нее, кстати, в этом году юбилей, десять лет на сцене театра имени Максима Горького.
Харизматичного, мятущегося Гришку сыграет Роман Гайдамак, выпускник Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. В ростовском театре работает он с 2008 года и запомнился ролью Григория Незнамова в пьесе Островского "Без вины виноватые" и учителя танцев в спектакле "Загнанная лошадь" по произведению Франсуазы Саган.
Кстати
Музыку к спектаклю взялся писать известный российский композитор, автор хитов к таким фильмам, как "Бригада", "Глухарь", "Офицеры", многократный обладатель телевизионных премий ТЭФИ Алексей Шелыгин. Художником-постановщиком стал заслуженный художник России, главный художник московского театра "Новая опера" Виктор Герасименко. В творческую группу создателей спектакля "Тихий Дон" вошел директор Государственного музея-заповедника имени М. А. Шолохова Александр Шолохов.