Как пояснил судья-докладчик Михаил Клеандров, в августе 2013 года ФНС издала письмо, в котором обязала налогоплательщиков самостоятельно пересчитывать налог на добычу полезных ископаемых. Документ опубликован на официальном сайте ФНС в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для исполнения налоговыми органами" и содержит все признаки нормативно-правового акта, посчитали в "Газпром нефти".
Суды общей юрисдикции с этой позицией не согласились, поэтому, как полагают заявители, нарушено их право на доступ к правосудию и судебную защиту.
- Верховный суд отказал в рассмотрении нашей жалобы, сославшись на очень формальную причину, - рассказал адвокат заявителей Иван Хаменушко. - Нам пояснили, что письмо ФНС не может считаться нормативным актом, потому что, во-первых, они не бывают в форме письма, а во-вторых, ФНС не имеет права создавать нормативные акты.
Рассмотрение дела в Высшем арбитражном суде - как имеющего отношение к хозяйствующей деятельности - также закончилось не в пользу жалобщиков: им было предписано поступать в соответствии с решениями ФНС. Такое положение влечет за собой реальное ухудшение положения налогоплательщиков: недоимка, пеня, штраф, затем блокировка счетов, а рассмотрение дела в суде заведомо проигрышно, так как есть решение ВАС в пользу налоговиков.
- Понятие нормативного акта в правовой системе РФ остается неопределенным в течение 10 лет, - сказано в обращении представителей компании в КС. - В правоприменительной практике возобладало понимание нормативного правового акта, основанное на формальных признаках. Оно исключает оспаривание актов с нормативными свойствами, которые являются неправомерными.
Представители компании "Газпром нефть" просят КС "поправить" закон о Верховном суде, а также сформулировать понятие нормативно-правового акта. Однако представители органов госвласти, принявших и подписавших оспариваемый акт, с таким мнением не согласны.
Заседание Конституционного суда РФ по этому вопросу сильно затянулось. Представители сторон и приглашенные эксперты излагали свои доводы в общей сложности около четырех часов. Теперь судьи продолжат работу в закрытом режиме, решение КС РФ станет известно примерно через месяц.