Шепот с горечью: "Они мне не поверили", или: "Братцы!" в эйфории - такой, народный и после - всенародно любимый Егор Шилов в исполнении Юрия Богатырева. Блондин с мягкими чертами лица, но твердым взглядом. Он с русской песней на устах борется за честь, за товарищей, за справедливость. Невозможно избежать слез во время просмотра, пожалуй, одной из лучших картин Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974).
Трудно представить другого актера в роли чекиста Шилова. С этой кинолентой к Юрию Богатыреву пришла всенародная слава. К слову, с партнерами по съемке "Своего среди чужих..." артист был знаком еще со студенческих лет. Это и Александр Кайдановский (ротмистр Лемке), и Константин Райкин (Каюм, бандит, татарин). Дружеские отношения шли не только на пользу. Во время работы возникали и трудности. Так, эпизод, где Шилов бьет Лемке по ушам, дался сложно: Юрий Георгиевич наотрез отказывался ударять товарища студенческих лет. Если бы не Михалков, вышедший из себя и закричавший: " Встречаются чекист и белогвардеец. Это единственное, что должно тебя интересовать!"
Богатырев "проживал" роль. Все эпизоды, снятые в горах, были выполнены актером лично. Ради игры в этом фильме он рисковал жизнью, сидел продолжительное время на диете, научился драться, а также - отказывался от других предложений по работе. Дело в том, что из-за ухода на службу в армию Михалкова, съемки и релиз картины были временно отложены на два года.
Никита Михалков также учился в "Щуке", на пару курсов старше. Юрий Богатырев снялся в первой картине режиссера, точнее, в выпускной работе - ленте по мотивам романа Достоевского "Подросток". С Богатыревым Никита Михалков работал и в дальнейшем. В 1977-м выходит поставленная по мотивам нескольких произведений Чехова "Неоконченная пьеса для механического пианино". Здесь Богатырев кардинально другой. Лощеный интеллигент, Серж Войницев. Несамостоятельный и инфантильный. Неспособный сохранить брак и свое достоинство человек. Позже он сыграет полную противоположность Войницеву - дисциплинированного и сильного Штольца в фильме "Несколько дней из жизни Обломова" (Михалков).
"Танцевать, теща" - один из самых комичных эпизодов в карьере Богатырева, где он исполняет нелепый и смешной танец вместе с Нонной Мордюковой (фильм "Родня", 1981). То, что сейчас называется "баттл", быстро переходит в парный танец. Юмор этого фрагмента свеж и по сию пору.Филипок - еще один яркий и любимый персонаж Юрия Богатырева. Застенчивый и слабый характером, в огромных очках, талантливый литератор. Любящий, добрый. Такой он в мелодраме Ильи Авербаха "Объяснение в любви" (1977). А в 1979-м он появился в роли Саяпина в позже ставшем культовым "Отпуске в сентябре" - адаптации для экрана пьесы Вампилова "Утиная охота".
Юрий Георгиевич был крайне пластичным артистом, никогда не возражал работающим с ним режиссерам. При этом, любил экспериментировать. Кажущиеся естественными походка, ухмылка, танец - результат его собственных импровизаций. Та самая пластичность и умение "вживаться" в роль и сделали актера "своим" в каждом фильме и по-своему родным каждому зрителю. Актер, на которого было невозможно повесить ярлык в форме роли.