Ранее пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил об условиях смягчения контрмер для сельхозимпорта из Европы. По его словам, Москва не может делать исключения для отдельных стран ЕС, поэтому можно было бы проработать схему непрямых поставок. Например, перерабатывать сырье на российских предприятиях пищевой промышленности. Или создавать перерабатывающие предприятия в России на деньги иностранных инвесторов. На сотрудничество в агропромышленной сфере, несмотря на санкции, претендует сегодня Венгрия. О том, что Россия может ослабить продуктовое эмбарго в отношении Венгрии и Греции, заявил и глава минэкономразвития Алексей Улюкаев, не исключив того, что можно пойти даже частично на односторонние меры.
Эксперты отметили, что Россия сейчас является "хозяйкой положения", учитывая, что посыл по снятию эмбарго исходит не из России, а к России. По словам директора Института международного интеграционного сотрудничества Игоря Филькевича, РФ всегда выступала сторонником активного экономического сотрудничества с ЕС и этот интерес по-прежнему очень высок. А при том, что европейский бизнес сейчас тоже активно ищет выходы на российский рынок, обе стороны стоят перед проблемой нормализации отношений. "Если Россия частично снимает эмбарго для Греции в двустороннем порядке, то другие страны, выражающие несогласие с общей позицией Франции, Германии и Великобритании, также попробуют вести переговоры с Россией в "точечном формате", - говорит Филькевич.
Схем для такого двустороннего сотрудничества много. "Если Россия захочет вывести Грецию из-под действия продуктовых санкций, то ВТО не сможет ей в этом помешать. Напротив, это будет только приветствоваться", - говорит замруководителя ВТО-Информ Вячеслав Пронин. Понятно, что такие послабления надо давать с выгодой, в обмен, например, на инвестиции, что и предлагает Россия. Вот только и Греция, и Венгрия сейчас сами нуждаются в инвестициях и, более того, просят ослабить эмбарго как раз в силу экономических убытков, подчеркивает эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко.
Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов добавляет, что нынешний поворот России к частичной отмене продсанкций в отношении ряда стран ЕС не связан с процедурами ВТО. "Разрешение на ввоз греческих персиков и апельсинов - вопрос постановления правительства РФ и работа Россельхознадзора. Эти фрукты не нанесут урон для российского производителя, а геополитические выгоды принесут колоссальные", - заключает Крупнов. Зампред комитета ТПП по развитию агропромышленного комплекса Павел Грудинин вообще считает, что из-за ослабления рубля продуктовое эмбарго для россиян сегодня не имеет никакого значения. "Если в прошлом июне клубника ввозилась в Россию из Греции по два доллара за килограмм, то есть по 60 рублей, а продавалась по 220 рублей, то сейчас два доллара - это уже 120 рублей. Плюс транспортные расходы, да и без прибыли импортеры работать не будут. А покупательная способность россиян, по его словам, падает. "Качественную свежую клубнику можно производить только в России и продавать исходя из цены спроса", - говорит Грудинин.