Лекция началась с речи председателя Госдумы Сергея Нарышкина. Он отметил значительный вклад женщин в мировую литературу и поздравил собравшихся с наступающим Женским днем.
Устинова начала с размышлений о самом слове "писатель".
"Слово "писательница" считается немного оскорбительным, - сказала Устинова. - А "писатель" - звучит слишком пафосно. Писатель - это Франц Кафка. Я - автор детективных романов".
Затем Устинова перешла к разговору непосредственно о детективе. "Детектив - это не жанр, а поджанр романа", - отметила она перед тем, как рассказать о его истории. Напомним лишь, что официальная история детектива начинается в 1840 году с "Убийства на улице морг" Эдгара По, но с точки зрения писательницы, отсчет нужно начинать гораздо раньше. "Похищение Елены Троянской - детектив, а Гомер - первый автор детективных романов", - считает Устинова. - "Менестрели со своими рассказами о драконах и волшебниках - тоже детективщики. Единственное отличие от современного детектива "детективов" средних веков - в них нет расследования, но есть загадочные происшествия, есть путь к финалу, и есть феерический финал - важные составляющие поджанра, которые в художественной литературе присутствовали всегда".
Во второй части выступления Устинова перешла к истории советского детектива. Она отметила, что советский период оставил достаточно скупое наследие - авторов можно пересчитать по пальцам: Аркадий Адамов, Николай Леонов, Юлиан Семенов, братья Вайнеры, Лев Овалов. Со ссылкой на современных литературоведов Устинова назвала несколько причин того, почему было написано так мало советских детективов: "Конкретная человеческая жизнь не представляла большой ценности - и охрана ее представлялась не столь важным аспектом. К тому же детективы были вредны для идеологии - преступник не может ускользнуть от советского государства, которое априори всесильно". Традиции отечественного детектива почти нет, - подчеркнула писательница.
"Гагариным" от российской детективной литературы Устинова назвала Александру Маринину. До Марининой в 90-е писались боевики, а детектива как такового не было.
Устинова считает, что за последние полвека детектив сильно эволюционировал. Раньше он создавался по строгим канонам - очень схематичным, не подразумевающим творческого раздолья. Но теперь детектив, по мнению писательницы, - важная составляющая литературного процесса. "Будущее за детективом, вернее, за историей с тайной, - считает Устинова. - Из хорошего детектива можно узнать о жизни гораздо больше, чем из философского, но скучного романа. А зачастую современный роман - это описание бородавки на 18 страницах. Читателю нужна постоянная смена планов. "Скелет" сюжета должен двигаться".
"Писатель не думает о читателе", - этим Устинова объясняет разрыв между людьми читающими и пишущими, который, как она убеждена, огромен, но при этом со временем, с ростом общего уровня создаваемых текстов, он будет преодолен.
"Я верю в мистику слова. Слова спасут мир", - закончила свое выступление Татьяна Устинова.
Справка "РГ"
Как говорят организаторы, лекции рассчитаны прежде всего на студентов столичных ВУЗов, однако свободно посещать их могут и работники госаппарата и депутаты Думы. Цель проекта - познакомить слушателей с классической и современной литературой, ее ролью в истории и в жизни современного общества. Лекции по литературе проходят в Госдуме по средам, в два часа дня.