04.03.2015 15:36
В мире

Репортеры "СОЮЗа" прошлись по улицам белорусского Давид-Городка

Репортеры "СОЮЗа" прошлись по улицам белорусского Давид-Городка
Текст:  Владимир Суббот
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №8 (684)
Этот уникальный уголок Беларуси историк Геродот, живший в пятом веке до нашей эры, в книге "Мельпомена" назвал мифологической страной Невридой. А летописец Нестор местных жителей в 1113 году в "Повести временных лет" представил дреговичами.
Читать на сайте RG.RU

Почти тысячу лет назад подкупил необычной красотой полесский край одного из Рюриковичей - князя Давида Игоревича, двоюродного брата и свата славного русского князя Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого, правнука Владимира Святого и Рогнеды Полоцкой. И основал он на берегу реки Горыни Давид-Городок, который стал на четыре столетия центром Погорынского княжества. Возвышается на правом берегу реки Замковая гора, где веками располагался центр старославянского города, имевшего Магдебургское право. Неоднократно опустошали его набеги монголо-татар, а позже и крымских татар. Через века дошли непривычные для славян фамилии Бесан, Булыга, Булат, Кардаш, Кунай, Крым, Мазан, Сеген, Шабан...

Издревле город славился своими уникальными ремеслами и мастерами. Эти страницы истории в тонкостях знает местный художник Александр Хорошун:

Россияне и белорусы создадут онлайн-дневник Второй мировой войны

- Золотые украшения, кожаную обувь, дорогие наряды наших мастеров ценили в Европе. В начале ХVI века в Давид-Городке возник новый вид ремесла - производство высокородного церковного убранства и сформировался центр церковного искусства полесского направления. Искусно изготавливались кресты, надгробия, деревянные и металлические украшения, иконы, расписывались православные храмы. Только в нашей местности до сих пор деревянные дома украшают солнечными лучами.

Иконы, написанные Александром Константиновичем, завораживают необычной красотой. А его дом окнами смотрит на деревянную трехвековую Свято-Георгиевскую церковь, царские позолоченные врата которой, изготовленные в 1724 году местными умельцами Леоном Булком, Яном и Семеном, хранятся в Национальном художественном музее Беларуси как образец полесского религиозного стиля барокко. Сам художник обновил в этом храме иконостас.

Во времена Великого княжества Литовского хозяйкой Давид-Городка была итальянская аристократка, а впоследствии королева и великая княгиня Бона Сфорца д Арагона, жена великого польского князя Жигимонта I. Единственного ее сына Жигимонта II очаровала красавица Барбара Радзивилл. Как ни сопротивлялась королева, Барбара стала его женой и короновалась в Кракове. Но в тридцать лет внезапно умерла. Всего на полтора года пережила ее королева Бона.

Город оставался центром православия и был собственностью Радзивиллов до 1793 года, когда по второму разделу Речи Посполитой в числе других земель вошел в состав Российской империи. В императорском указе от 22 января 1796 года о гербе Давид-Городка указывалось: "В верхней части герб Минский. В нижней - в черном поле река, на берегу которой - серебряная пристань с двумя воротами и пристающим золотым судном, которое нагружено товаром в трех тюках связанных".

Это был единственный в регионе герб, подчеркивающий значимость города как торгового центра. На речную пристань Горыни заходили торговые суда, курсирующие по Припяти и Днепру, а на судоверфи, открытой в 1830 году, строили вначале малотоннажные баржи, которые бурлаки тянули по рекам, весельные парусники, а потом и мощные суда речного каботажа грузоподъемностью до трехсот тонн.

В изданной в 1882 году под редакцией академика П.П. Семенова-Тян-Шанского "Живописной России" есть строки: "На островах реки Горыни расположено местечко Давид-Городок... на реке есть пристань. Торговля довольно значительная, куда стекаются из дальних мест окрестные жители, чтобы продать или передать комиссионерам для развоза по другим городам свои домашние заготовления, как, к примеру, ветчину, сушеную рыбу, дичь в разных видах, грибы, сушеные сливы и т.п., но главное, чем славились сапожники Давид-Городка, это высокие с длинными голенищами сапоги. Все это ежегодно привозится в Вильно, Варшаву и другие города. Местные жители известны так же отличною отделкою плетеных бричек"...

- У наших мастеров заказывал обувь в довоенные времена президент Польши Игнатий Мостицкий, - рассказывает директор краеведческого музея Николай Брезовский. - Эту почетную миссию поручили опытному мастеру Якову Ивановичу Матусевичу, за что он получил благодарность от польского президента. Славился наш город и щедрыми ярмарками, где была не только торговля, но и раздольные гулянья.

- Традиции сохраняете? - интересуюсь у Николая Павловича.

- В следующем году планируем провести уникальный карнавал "коников", уже сотый по счету, начало которому положили русские казаки, что стояли в нашем городке в Первую мировую войну. Среди них был и Александр Блок. Мне отец рассказывал, как на старый Новый год казаки устроили в нашем городке настоящий карнавал. Смастерили из старых валенок головы коней, к широким шинелям приладили льняные хвосты и веселили мещан на улицах Давид-Городка. С тех пор каждый год в этот праздник скачут у нас "коники". С колядными песнями, ряжеными. Весь город гуляет.

Были в истории города и трагические моменты. Старожилы помнят, как в мае 1936 года в мгновение ока вспыхнула и свечой сгорела деревянная Воскресенская церковь на Замковой горе. Сильный ветер погнал пламя по жилым постройкам и уничтожил много домов. Люди еще до войны собрали деньги на новый кирпичный храм, стали рыть фундамент и выкопали 13 дубовых гробов. Стройку остановили, а вскоре и война началась. Так, с тех пор на старом замчище только мемориальный камень установлен в честь основания города. К 900-летию в центре поставили памятник князю Давиду работы скульптора-земляка Александра Дранца.

- Николай Павлович, обычно весной только Замковая гора возвышалась над залитым водой городом. Бурная река уносила даже дома. А как сейчас?

- Да, настоящим Геродотовым морем разливалась Горынь, - вспоминает Николай Березовский. - Двадцать лет назад проложили новое русло и обваловали, чтобы город не заливало. Хотя к большой воде мы испокон веков привыкшие. В каждом дворе было по две-три лодки. Они служили основным транспортом. Помню и дубы - лодки, выдолбленные мастерами из одного ствола. На них возили дрова, сено, занимались рыбной ловлей, охотой, перевозили людей через бурную реку. Река образовала в городе озеро. Теперь здесь, у склоненных над водой старых верб, на творческие пленэры собираются художники.

Полесье всегда привлекало творцов. Здесь создавал свои неповторимые полотна Иван Шишкин. Красота этого патриархального уголка вдохновила Александра Куприна на написание знаменитой повести "Олеся". Недалеко от Давид-Городка сохранился родословный замок писателя Юрия Олеши. Память о себе оставил и довоенный давид-городокский фотограф Зубей, запечатлевший на уникальных снимках, хранящихся в местном музее, необычные наряды мещан.

Звучит в этом маленьком полесском городке и цыганская речь. Целые улицы цыганских семей издавна живут здесь. Есть даже музыкальный коллектив "Ритмы ромен", которым руководит Руслан Базылевич. Из промышленных предприятий в городе лишь электромеханический завод, выпускающий комплектующие детали для холодильников "Атлант", хорошо известных на российском рынке. Но в основном жители Давид-Городка и его окрестностей, как и полвека назад, пополняют свой семейный бюджет выращиванием семян цветов и овощных культур. Местные черноземы по плодородию не уступают воронежским, а у полешуков ни один клочок земли не пустует. Каждую весну их можно встретить с семенами цветов и овощей на базарах от Петрозаводска до Пятигорска и от Бреста до Владивостока. Время течет, но жизнь в "полесской Венеции" подчиняется только своему веками выверенному хронометру...

Беларусь