В недалеком будущем южноафриканская компания "Тетраваал", занимающаяся производством "умного оружия" под руководством железной леди Мишель Брэдли (Сигурни Уивер, "Чужой"), представляет сенсационную новинку. "Скауты", антропоморфные машины, оснащенные развитым искусственным интеллектом, недорогие, неприхотливые и простые в эксплуатации, надежные и послушные, в общем, чудо техники. Полиция закупает партию таких роботов и с их помощью ударными темпами уничтожает преступность в городе Йоханнесбурге.
Автор изобретения, гениальный программист Дион Уилсон (Дев Патель, "Миллионер из трущоб") купается в лучах славы, но в душе лелеет иную мечту - создание совершенного разума, способного к обучению и творчеству. Для этих целей он крадет списанного в утиль "скаута", который еще при жизни слишком пренебрегал Третьим законом робототехники, и с помощью Ред Булла и монтажа ему, наконец, удается совершить задуманное.
Однако, не успев даже родиться, механическое дитя попадает в руки карикатурных бандитов-балбесов в исполнении популярного в хипстерских кругах ансамбля Die Antwoord, которые намерены использовать Чаппи в своих преступных целях. В это же время еще один сотрудник "Тетраваала", Винсент Мур (Хью Джекман, "Живая сталь"), обиженный злобный вояка, мечтает отомстить своему конкуренту. К тому же у него есть собственное творение - двуногий танк летающий по имени "Лось", управляемый не компьютерными программами, а человеком, и способный сбивать ядерные боеголовки и превращать целые кварталы в бетонную крошку. И Мур категорически не согласен с тем, что такая занятная штука осталась невостребованной.
Удивительно, но все это нагромождение персонажей и сюжетных линий не только компактно умещается в первые полчаса экранного времени, но продолжает лихо катиться по рельсам сценария до самого финала, который, к сожалению или к счастью, явно намекает на будущий сиквел. Нилу Бломкампу удалось вложить в фильм и драму о взрослении и проблеме отцов и детей, и бронебойный экшн, не забыв уделить должное внимание таким важным вопросам из области научной фантастики, как возможность переноса человеческого сознания в цифровой формат или определение грани между человеком и роботом.
Здешний актерский ансамбль отыгрывает свои роли на все сто процентов. Безумный злодей, талантливый изобретатель и отец трудного ребенка в одном лице, а также женщина-начальник с несгибаемой волей - все образы в картине цельные и объемные, а характеры достоверные и живые. И даже если поначалу хочется придраться к гангстерским кривляниям ребят из Die Antwoord, играющих скорее самих себя, то к концу картины это желание как-то испаряется. Нет никаких претензий и к картинке: она яркая, сочная, а колоритные пейзажи южноафриканского мегаполиса придают ей свежести. Динамику повествования дополнительно подчеркивает саундтрек: композиции мэтра Ханса Циммера удачно контрастируют с бодрыми песнями вышеупомянутых Die Antwoord. Ход, несомненно, смелый и неочевидный.
Разумеется, без всяческих отсылок и аллюзий не обошлось. Так, Йоханнесбург время от времени притворяется Детройтом из саги о Робокопе, местная армия робополицейских изображает Алексов Мерфи, а главный герой копирует технику рисунка Санни, персонажа фильма "Я, робот", и это только несколько примеров из множества.
Как ни печально, нынешним любителям кино приходится жить в нелегкое время сиквелов и римейков, когда любое более или менее оригинальное произведение воспринимается как событие. Тем более отрадно, что "Робот по имени Чаппи" - это не просто очередной попкорновый блокбастер, а действительно нескучная лента с неизбитым сюжетом и идеей. Азимовскому "Двухсотлетнему человеку" понадобилось умереть, чтобы стать человеком. Чаппи оказалось достаточно пяти дней, чтобы доказать: смерть - это всего лишь начало, и неважно при этом, из чего ты сделан: из плоти из крови или из титана и микросхем.
Кадры из фильма "Робот по имени Чаппи"