07.03.2015 17:55
Общество

В России появятся лицеи для одаренных школьников

Текст:  Ирина Ивойлова
Общественный совет при Минобрнауки готов рассмотреть вопрос о создании лицеев для одаренных школьников.
Читать на сайте RG.RU

Член этого Общественного совета питерский педагог Сергей Рукшин, который, к слову, подготовил двух лауреатов премии Филдса, считает, что такие лицеи нужны в каждом федеральном округе. В них должны учиться старшеклассники, которые будут набраны по всей стране. По мнению Рукшина, учитель в обычной школе дает общее образование, которое не связано с индивидуальной траекторией способного и мотивированного ребенка. Да и педагогов, способных учить одаренных детей, очень мало.

В России планируют создать сеть президентских лицеев

"У нас и в Москве, и в Санкт-Петербурге ощущается нехватка высококлассных учителей", - отметил Рукшин. По его мнению, этих высококвалифицированных педагогов и самых способных учеников надо собирать в специализированные лицеи.

Еще в 2008 году Рукшин с коллегой обратились к президенту с предложением создать сеть таких школ. Предложение было поддержано на всех уровнях, одобрено Госсоветом, однако не было выполнено до конца. Сегодня в итоге создан только один президентский лицей - он появился на базе известной физико-математической школы №239 в Санкт-Петербурге. Кроме этого, в стране работают четыре специализированных учебно-научных центра (СУНЦ) при Московском, Санкт-Петербургском, Новосибирском и Уральском госуниверситетах.

В СУНЦе при МГУ "РГ" рассказали, что к ним уже обращались представители Минобрнауки с предложением поделиться опытом с коллегами из других регионов, где могли бы быть открыты такие же лицеи для одаренных детей. Вопросов много, и не только финансовых.

Завершилась олимпиада "Ломоносов" для юных журналистов

Директор СУНЦа при МГУ Кирилл Семенов замечает: "До сих пор дискуссионный вопрос, во сколько лет брать детей в такие специализированные школы? В Новосибирске в СУНЦ принимают девятиклассников, у нас прием только в 10 и 11 классы. В Уральском СУНЦе принято четырехгодичное обучение".

С другой стороны, все педагоги стараются начать работу с одаренными детьми как можно раньше, чтобы исправлять поменьше школьных ошибок. Не ясно также, где брать кадры для новых лицеев.

Очевидно, что это должны быть вузовские педагоги, которые могли бы увлечь предметом школьников. В московском СУНЦе такие есть. Кадровый состав подбирался не то что годами, десятилетиями!

Один из самых любимых у учеников преподаватель, Валерий Васильевич Вавилов, работает здесь 47 лет - с того самого дня, когда по инициативе великого математика Колмогорова этот СУНЦ и был открыт.

- Чтобы попасть к нам, надо пройти конкурс в семь, а то и десять человек на место, и успешно пройти занятия в летней школе, - рассказывает Валерий Вавилов.

Если похожие школы будут создаваться в регионах на базе федеральных университетов, одаренные дети смогут учиться поближе к дому.

Образование МГУ им. Ломоносова