10.03.2015 00:27
Культура

Павел Басинский: У писателей нет социальных гарантий

Текст:  Павел Басинский
Российская газета - Федеральный выпуск: №48 (6619)
Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк, выступая на "круглом столе" о поддержке авторов художественной литературы, заявил о необходимости принять законы, "стимулирующие писателей творить во имя укрепления духовности и нравственности в обществе". Главной целью встречи стала экспертная работа по подготовке возможных поправок в Трудовой кодекс РФ, а также введение в реестр профессии "писатель".
Читать на сайте RG.RU
Басинский: Пульс русской литературы всегда совпадал с пульсом страны

"В Год литературы было бы актуально проработать на законодательном уровне вопрос предоставления социальных гарантий востребованным обществом, российским литераторам, чье творчество призвано способствовать духовному и нравственному воспитанию наших граждан, особенно подрастающего поколения", - сказал Железняк.

Писатели также призвали парламентариев исправить юридическую несправедливость. "Сегодня писатели не обладают профессиональным статусом, а вместе с ним нет у них и социальных гарантий. Писатели находятся в самом дискриминированном положении, у них нет даже профсоюза", - заявил член Союза писателей России Валентин Василенко. Такой же точки зрения придерживается и секретарь этой организации Николай Переяслов: "Литературная работа не оплачивается. Российские писатели единственные люди в стране, которых не признают людьми, у которых есть профессия. Между тем они создают почти такие же законы, как и депутаты, не юридические только, а нравственные".

Переяслов предложил создать при президенте РФ Комитет по русской литературе, сотрудники которого следили бы за литературным процессом. По его мнению, стоит ввести "должности для писателей при учебных заведениях, где они могли бы проводить мастер-классы и творческие студии".

Писатели не обладают профессиональным статусом, поэтому у них нет социальных гарантий

Интересно, как отреагировал на эти предложения в одном из своих интервью известный писатель Андрей Битов: "Очевидно, он (Железняк. - П. Б.) имеет в виду, что если писатель введен в список профессий, то ему платят зарплату? При царе платили 300 рублей серебром, золотом и ассигнациями за печатный лист. Та же сумма сохранилась при советской власти. Свои первые 300 рублей я получил еще в сталинских деньгах, хотя и не при Сталине. Тогда это была сумма, равная почти что 300 долларам. С тех пор и остались те самые 300 рублей, которые можно теперь приравнять к пучку укропа. Толстой однажды сказал, что получает неплохие деньги за очень несерьезный труд в сравнении с крестьянским. А Достоевскому нужно было зарабатывать и на что-то существовать. В этом смысле он был профессиональный писатель".

Битов не жалует слово "профессионал": "Скажем, сериалы и детективы - это профессиональный рынок. Раньше к числу профессионалов принадлежали писатели, которые занимали посты секретарей. У них были большие тиражи, и получали они больше других за счет того, что служили государству. Но писателю важно сохранить свою независимость. Если следовать той великой традиции, на которую в своих рассуждениях опирается Железняк, то те люди, которые создали нам великий образ литературы, занимались вовсе не тем, что является профессией писателя. Они изобретали, искали себя. Вы не восстановите хорошую литературу, предоставив ей больше прав".

Павел Басинский предложил поставить памятник рано умершим поэтам

Битов - мудрый человек. Проблема в том, что предоставление писателям больших прав, социальных защит не станет автоматическим стимулом для появления хорошей, а тем более великой литературы. Это надо отчетливо понимать и не лукавить. Примеры Толстого и Достоевского очень удачны. Первый до конца своих дней не знал, как ему отделаться от звания "профессионального" писателя: отказывался от авторских прав, считал недостойным зарабатывать словом, называя это "духовной проституцией". Второй же прожил жизнь именно "профессионального" писателя, целиком зависящего от издателей, почти каждый свой роман писавшего в долг для покрытия авансов и в результате не нажившего ровным счетом ничего: ни состояния, ни недвижимости. И оба мировые гении.

Вообще вопрос о социализации писательского труда и его поддержки со стороны государства - это всегда Сцилла и Харибда. Напомню, что эти хтонические чудовища жили по двум скалистым берегам Мессинского пролива, отделявшего Сицилию от материковой Италии. Требовалось очень большое искусство мореплавателей, чтобы миновать этих чудищ. Однажды, оказавшись в Мессине, я выяснил, что в реальности это была проблема подводных течений, которые уносили корабли в прибрежные озера, где их поджидали пираты.

И что такое вообще "писатель в законе"? Как найти критерии для определения его статуса?

Так и с социализацией писательского труда - не знаешь, что тут найдешь, что потеряешь. И что такое вообще "писатель в законе"? Как найти критерии для определения его статуса? Как нам соединить в одном флаконе писателей, "востребованных обществом", и писателей, "чье творчество призвано способствовать духовному и нравственному воспитанию наших граждан"? Очевидно, что Дарья Донцова и Борис Акунин писатели, "востребованные обществом", о чем говорят тиражи их книг. Но насколько они "способствуют духовному и нравственному воспитанию"?

Павел Басинский: Без любви не может родиться ни одна книга

Мне кажется, это тот случай, когда не надо все валить в одну кучу. Понятно, что профессия "писатель" должна быть, наконец, закреплена в Трудовом кодексе по крайней мере для того, чтобы человек, отдавший жизнь литературе, на пороге пенсии не чувствовал себя безработным. И лично мне симпатична идея Николая Переяслова организовать при школах мастер-классы, которыми руководили бы профессиональные писатели.

Но беда, если вопрос о социализации писательского труда будет напрямую связываться с духовными, нравственными, а тем более государственными задачами. Писатель - это просто тот, кто пишет, издается и его книги покупают и читают. Он имеет право на социальную защиту, как любой ремесленник. Вот и все. Иначе мы вернемся к "инженерам человеческих душ". Кстати, это выражение любил Сталин, но автор его Юрий Олеша. Он был большой мастер связывать воедино самые разнородные слова.

Литература