10.03.2015 16:57
Общество

Социологи: Россияне стали запасать "долго лежащие" товары

Текст:  Екатерина Добрынина
Я не жадный, я домовитый. Похоже, именно этим девизом россияне стали руководствоваться в кризис. По данным холдинга Ромир, потребители второй месяц подряд закупают впрок непродовольственные товары, а на еде явно экономят.
Читать на сайте RG.RU

Выводы основаны на так называемой исследовательской скан-панели домохозяйств - сведений о том, что именно каждый день покупают в магазине 10 тысяч россиян, живущих в городах с населением не меньше 100 тысяч человек. Участники исследования сканируют абсолютно все штрих-коды товаров, которые они принесли из торговых точек домой, и в онлайн-режиме отправляют их в базу данных.

Социологи определили лучшие подарки к 8 марта

Выводы социологов таковы: повседневные потребительские расходы в феврале 2015 снизились на 2, 5% по сравнению с январем. Такое снижение - второй случай за весь 15-летний период наблюдений. Еще один рекорд: реальные повседневные расходы (с пересчетом на инфляцию) снизились за этот месяц на 5%. Цены тоже не стоят на месте, поэтому "оптимизация" расходов выглядит устрашающе. В номинальном исчислении (по сумме затрат) они снизились только на 1,5%. Но в реальном исчислении (то есть по наполнению "корзины") спад намного больше - 18,5%.

А на непродовольственные товары люди стали тратить на 25% больше в номинальном выражении и на 6-9% в реальном. Все понятно: потребители осознают, что цены все равно вырастут. И запасаются впрок тем, что "лежит и есть не просит" - бытовой техникой и бытовой же химией, товарами для дома, для машины и дачи - мало ли чем. На всю жизнь не напасешься, но хоть на несколько месяцев вперед - безусловно.

Социологи отмечают: несмотря на то, что паника на валютном рынке прекратилась, а фондовый индекс РТС пошел в рост, инфляция меньше не стала, цены на продукты растут и составляют до 20% годовых. Такого тоже за 15 лет еще не случалось. Остался позади и декабрьский "бум" продаж: сначала покупатели сметали все, что стояло на полках и в шоу-румах, а сейчас обходят эти торговые точки стороной. На четверть снизились по сравнению с январем продажи автомобилей и крупной бытовой техники (по отдельным маркам спад составил 50-70%). Люди экономят, причем достаточно жестко. Не до жиру.

По данным Ромир, две трети потребителей используют сразу несколько способов "оптимизировать" свою потребительскую корзину. Вместо дорогих товаров покупают похожие, но дешевые и менее качественные, отказываются от раскрученных брендов в пользу недорогих "ноу-неймов", активно используют систему купонов, дисконтных карт или скидок в торговых сетях (при этом отслеживая, когда за "скидкой" прячется предварительная "накрутка" и номинальное понижение цены при ее реальном повышении).

Как россиянам удалось сохранить спокойствие в период кризиса

И, безусловно, люди делают запасы. Все, что может "долго лежать" - ложится в кладовки и разного рода "закрома". Неприятность в том, отмечают эксперты, что такая стратегия сама по себе ведет к повышению цен из-за ажиотажного или даже повышенного спроса. Производители считают, что в такой ситуации просто грех не повысить розничные цены - "берут же!" В целом из-за таких перекосов спроса и предложения доля непродовольственных товаров в повседневной корзине россиян выросла в январе до исторического максимума - 48%. Сейчас она чуть снизилась, но всего до 45%, и это, по мнению социологов, тоже чересчур много. Раньше такие товары составляли в общей корзине менее 30%.

Сильно ограничили себя Москва и Питер - москвичи вернулись на уровень пятилетней давности, в Северной столице стали тратить на 6-6,5% меньше (в реальном выражении, с номинальном - естественно, больше). В менее крупных, но все-таки больших городах эта тенденция ощущается менее остро. А в средних и малых населенных пунктах (100-500 тысяч жителей) расходы в феврале снизились по сравнению с январем на 8,5%.

При этом, отмечают социологи, малообеспеченным людям явно уже "дальше некуда" урезать свои расходы - они и так экономят на всем. Средний класс остался по уровню потребления примерно в той же точке, где и был. А вот высокообеспеченные слои свои аппетиты сильно умерили. Кризис, никуда не денешься. Приходится соответствовать реальности.

Социология