16.03.2015 23:00
Культура

Актрисе Юлии Борисовой исполнилось 90 лет

Юлия Борисова празднует головокружительный юбилей
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №54 (6625)
Девяносто - Юлии Борисовой. Трудно что-то добавить к этому имени и этой дате - так царственно сияет в них жизнь и судьба. И вечная загадка: как она выучились этой героической повадке, этой королевской стати, которую можно стяжать только правом крови, или силой духа?
Читать на сайте RG.RU
Артистка Юлия Борисова
В Москве прошел бал-бенефис Валентина Гафта

При гордой поступи и царственности Борисова - обладательница странного, мальчишески ломающегося голоса, точно в глубине ее свернулся подросток, не терпящий компромиссов, звонко бросающий вызов врагам.

У Юлии Борисовой, пришедшей в Театр им. Вахтангова сразу после войны, навсегда остался этот звонкий, почти детский голос подвига, о котором мечтали миллионы девочек и мальчиков воевавшей страны. И голос мечты. Такой и стала сыгранная ею уже в 60-е годы принцесса из сказки Гоцци.

Трудно представить себе Турандот уже не с ее - Борисовой - голосом и гордой, строптивой и озорной статью. Турандот стала ее маской, но задолго до нее, в 1958 году, она уже сыграла принцессу - гордую, бесстрашную, озорную, ранимую и трагически одинокую Настасью Филипповну в спектакле "Идиот".

Позже, уже в середине 60-х, Иван Пырьев снял ее в одноименном фильме, но и там она продолжала нести тот же свет озорной девочки-подранка.

И не то чтобы она думала об этом, но само собой получилось, что смиренная и смелая Борисова создала не просто галерею характеров, где каждый явно и неуловимо отличается от другого, но маску самой Юлии Борисовой. Да, именно так - в согласии с эстетикой Карло Гоцци и намерениями Евгения Вахтангова она создала маску.

Какова она? А вот: быстрый, реактивный ум, острый, веселый, лучистый, сияющий взгляд, озорство и удаль, скрытые боль и опыт, детский порыв, стояние на краю подвига, никакой жертвенной позы, в голосе - вызов. Разве не таковы ее Клеопатра, сыгранная с Михаилом Ульяновым, и с ним же - Гелена в "Варшавской мелодии"?

Конечно, и другие бывали, и в них властность и царственность доминировала над всем остальным. Но все же лукавая и смелая, героическая и в самой глубине сохранившая одинокую и бескомпромиссную душу подростка - такой Борисову знает большинство ее зрителей.

В Театре Вахтангова поставили "Женитьбу Фигаро" без женитьбы

Но как она сама говорит про свою профессию, актера творит человеческая глубина. Вот этой волнующей глубиной наполнены все ее роли.

Мы не знаем, кто и какая она на самом деле, Юлия Борисова. Более закрытой актрисы трудно себе представить. В кино почти не снималась, и кроме Коллонтай и все той же Настасьи Филипповны в пырьевском фильме, в память киноискусства не вошла. Возможно, в силу монастырской строгости своего личного "устава", возможно, потому, что ее актерский дар - слишком театральный, "так сейчас не носят" - не подошел все более опрощающемуся кинематографу.

В самом деле - кому сейчас нужны дивы вроде Греты Гарбо или Марлен Дитрих? Способность поднять человеческое существо до экзотического, волшебного цветка или инкрустировать его такими самоцветами, о которых никто и не знал, - это забытое искусство театра-праздника, каким его исповедовал Вахтангов.

Юлия Борисова - именно дива. Манерное щебетание на вершинах регистра как будто сопровождается гулом органа, и оттого ее кокетливое травестийное существование дарит чувство покоя.

До 1987 года она играла по премьере, а то и по две в год. Но когда в 1993 году Петр Фоменко решил поставить у вахтанговцев "Без вины виноватые", Юлия Борисова уже обладала статусом чуть позабытой легенды. Поставив спектакль в буфете театра, Фоменко сроднил его с кабаре, и на грани смешения всех возможных жанров, легко путая мастерство актрисы со слезами матери, Борисова вновь стала королевой этого спектакля-праздника, спектакля-посвящения великой традиции театрального театра.

Так же грандиозно - на грани гротеска и высокой мелодрамы - сыграла она "Визит дамы" Дюрренматта в спектакле-коллаже Римаса Туминаса "Пристань", посвященном 90-летию театра им. Вахтангова. Боль, сыгранная сквозь экзотическое птичье оперенье, с веселым щебетом и озорством - этот тайный код Юлии Борисовой незабываем.

Спасибо за праздник, Юлия Константиновна!

Драматический театр