- В 2015-2016 годах предстоит закупать за рубежом очень много комплектующих изделий и расходных материалов для медицинской техники и субстанций для производства лекарств, - напомнил присутствующим президент ассоциации "Росмедпром" Юрий Калинин. - Ситуация осложняется тем, что несколько десятков производств у нас находятся в стадии завершения, а стоимость оборудования для них будет уже иной. Сдерживает промышленность и то, что регистрация новых медизделий и лекарств остается сложной и долгой процедурой, а формула ценообразования не позволяет сохранять рентабельность фармпроизводства.
В последние недели правительство уже приняло немало шагов по поддержке отечественной фармацевтики и медпрома. В частности, принято постановление правительства об ограничении доступа зарубежных производителей медизделий к госзакупкам, приняты поправки, переносящие срок введения новой методики ценообразования на лекарства с июля на март. Скоро будет разработана и принята новая система - на основе референтных цен. В ближайшее время будут также проиндексированы цены на лекарства нижнего и среднего ценовых сегментов.
- Подготовлен проект постановления по субсидированию процентной ставки по кредитам для отечественных предприятий, - сообщил заместитель министра промышленности и торговли Сергей Цыб. - На это выделены 20 млрд рублей. Утвержден также список более чем из 50 отраслеобразующих предприятий для промышленного мониторинга - он позволит отслеживать возникающие проблемы и оперативно решать их в рабочем порядке. Минпромторг и минздрав создали рабочую группу, которая занимается планом импортозамещения по перечню жизненно необходимых и важнейших лекарств и имплантируемых медизделий. Фонд развития промышленности финансирует предпроектные и проектные работы предприятий по ставке всего 5% - это дополнительный инструмент поддержки. Согласованы изменения в госпрограмме "Фарма-2020" еще по одному инструменту - субсидированию разработки и производства субстанций и медицинских изделий.
- Нужно обратить особое внимание на одноразовые медизделия, - предложил президент ассоциации "Здравмедтех" Александр Ручкин. - До 40% уже производится в РФ. Наши компании ничуть не хуже иностранных, мы инвестируем в производство ничуть не меньше. Но при создании таких производств удельные налоговые платежи российских производителей в 3-4 раза выше, чем у импортеров при тех же объемах - это несправедливо.
- Наши производители вынуждены регистрировать не только готовые лекарственные формы, но и субстанции, в отличие от зарубежных, - говорит член наблюдательного совета биофармкластера "Северный" Андрей Иващенко. - По закону предусмотрена ускоренная процедура регистрации лишь орфанных препаратов и лекарств-копий (дженериков). А в Европе она применяется и к прорывным средствам, которые могут дать значительный экономический эффект. Необходимо ускорить получение разрешений на ранние стадии клинических исследований, что позволит быстрее выводить на рынок импортозамещающую и инновационную продукцию.
- Сейчас регулируется отпускная цена производителей лекарств, - напомнил председатель правления НП "Медико-фармацевтические проекты. ХХI век" Захар Голант. - А конечная цена вообще не является предметом регулирования. Но без этого и новая система регистрации цен не сработает. Сейчас цены на препараты с одним и тем же действующим веществом отличаются порой в десятки раз. Есть такая единица измерения, как средневзвешенная цена за 1 мг - это может быть приемлемой технической цифрой для регулирования. Необходимы долгосрочные контракты на поставку лекарств - без них сложно оправдать инвестиции в локализацию.
- Более 70% антикризисных мер связаны с процедурами регистрации, - заявил начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. - А цены на некоторые лекарства выросли в десятки раз. Ларчик просто открывается: производитель меняет лекарственную форму или дозировку, и регистрирует препарат заново - и система его "не видит", мониторинг роста цены не показывает. Опора на регистрацию приведет только к исчезновению лекарств. Меры по снижению цен должны быть рыночными. По препаратам-копиям такой может быть только доказанная взаимозаменяемость. Но эта норма в законе отнесена на 2018 год, когда кризис уже закончится. Не решены эти вопросы и с медизделиями. Минздрав и Росздравнадзор должны были разработать критерии их взаимозаменяемости еще 4 года назад, но ничего не сделано. Создание общего рынка лекарств и медизделий ЕАЭС с 2016 года похоронит все наши победы в этом направлении, так как нормы союза будут превалировать над национальными. Задача - имплементировать новые нормы Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" в практику и убедить страны - участницы ЕАЭС в необходимости такого понятия, как взаимозаменяемость.