Вузовские центры будут отвечать за целый ряд задач - среди них, например, расширение портфеля заказов от частных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, привлечение инвестиций в университетские стартапы. Также центры будут ответственны за процесс регистрации прав на интеллектуальную собственность, продажу патентов и лицензий промпредприятиям. Это повысит низкий уровень коммерциализации научных разработок. Сегодня менее 5% разработок научных сотрудников доходят до внедрения в промышленность. На 90% университеты финансируются государством. Повышение уровня коммерциализации позволит им больше зарабатывать самим.
"Сотрудники вузов и научных центров ориентированы на число публикаций, выступления на конференциях и не учитывают реальные потребности промышленных предприятий, - отметил директор Санкт-Петербургского бизнес-инкубатора "Ингрия" Игорь Рождественский. - В свою очередь, предприятия не восприимчивы к инновациям, а венчурные инвесторы слишком осторожны в отношении стартапов, создаваемых на базе вузов".
У вузов и промпредприятий накопилось много претензий друг к другу. Первые сетуют на противоречия госпрограмм - проект "национальные университеты" требовал создания малых инновационных предприятий при вузах и повышения коммерциализации разработок. Новый же проект по "ведущим вузам" (5-100) сосредоточен на научных результатах, вне их связи с реальной экономикой. Из-за этого ученые не рискуют работать с индустрией, а предпочитают иметь гарантированную финансовую поддержку по результатам научных трудов. Предприятия подтверждают, что вузы не настроены на сотрудничество, а также у них совершенно не развит маркетинг.
"У российских университетов сохраняется менталитет "экономики дефицита", - отметил генеральный директор и председатель правления РВК Игорь Агамирзян. - Если есть что-то хорошее, то это обязательно с руками оторвут и купят. Но сейчас экономика перепроизводства, для того чтобы быть востребованным на рынке обязательно нужен маркетинг и технологии продаж". Все зоны инновационного развития в мире связаны с вузами - MIT и Гарвард в Новой Англии, Стэнфорд и Калифорнийский университет в Силиконовой долине. Ведущий академический центр становится ядром, вокруг которого "конденсируются" инновации и который определяет повестку технологического развития. В России, по мнению эксперта, ощущается потребность - и бизнеса, и вузов, и инвесторов - в том, чтобы заново "переупаковать" взаимодействие академических центров генерации идей и знаний с производством, у которого есть инструменты коммерциализации этих знаний. Агамирзян также обратил внимание на то, что во всем мире технологические приоритеты сместились с обслуживания государства (развитие ОПК) на конечного потребителя. У нас этого не случилось, и ощущается явный дефицит крупных технологических корпораций - не тех, которые используют технологии, а тех, которые их производят и делают на этом бизнес. "Помимо импортозамещения, сегодня надо думать и об экспортозамещении, потому что от сырьевой зависимости экономики нужно уходить, а без бизнесов, основанных на новых знаниях, это невозможно", - добавил эксперт.
С тем, что в технологическом развитии нужно ориентироваться на "рынки будущего", согласен директор направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. Исходя из этого, по его словам, и нужно выстраивать взаимодействие науки и бизнеса. Но для этого надо менять институциональную модель управления университетами, наделять их большими полномочиями в принятии решений и вместе с этим большей ответственностью. Без этого никакие прорывы невозможны, считает эксперт. У университетов, по его словам, должны быть гибкие инструменты выстраивания взаимодействия с бизнесом, они сами должны решать, что им подходит, а что нет.
Проректор НИТУ "МИСиС" по науке и инновациям Михаил Филонов признался, что университет испытывает огромное давление со стороны бизнеса на внедрение разработок, при этом невозможно реализовать какие-то направления. Слой отраслевых проектных институтов, которые внедряли промышленные технологии в советское время, практически исчез. "Мы пытаемся войти в эту реку, но без поддержки, в том числе государственной, сделать это очень сложно", - сказал эксперт. Участники форума отметили, что создание центров трансфера технологий важно для университетов, т.к. обеспечение университетами софинансирования из внебюджетных средств - одно из условий получения господдержки в рамках проекта 5-100.