Главное - мир
Юрист Галина Мартыненко приехала в Крым из Донецка вместе с мамой и двумя детьми. Собранные на покупку машины деньги позволили снять в Симферополе квартиру и первое время содержать семью.
- Я всегда считала себя русским человеком, - рассказывает Галина Мартыненко. - Много лет думала о переезде в Крым. Однако решилась оставить дом и перебраться на новое место, лишь когда над Донецком замаячила угроза войны. Конечно, быть переселенцем нелегко. Но тут есть главное - мир. Алеша с Катей в Симферополе ходят в общеобразовательную и музыкальную школы, дочь занимается балетом. Летом каждые выходные мы садились в троллейбус и ехали на море, любовались великолепной природой, дышали чистейшим воздухом... В то же время я каждый день смотрю новости из Донбасса и вздрагиваю: человек может просто выйти в магазин и не вернуться. Очень переживаю за родственников, оставшихся в Донецке.
Основная проблема, с которой столкнулась дончанка в Симферополе - получение разрешения на временное проживание. Галина, как и тысячи украинцев, месяцами обивала порог управления Федеральной миграционной службы, но результата не получила. После официального отказа от ФМС подала жалобу. Документ был прислан с нарушением сроков рассмотрения и без четкого указания причины отказа, утверждает Галина.
- Я юрист с многолетним стажем, самостоятельно и при помощи друзей из других регионов страны изучаю российское законодательство, не хочу сидеть на чьей-то шее, просить помощи у друзей и общественных организаций. Могу сама работать и честно платить налоги. Хотелось, чтобы государство этому способствовало, а не препятствовало. Я написала жалобу в ФМС на необоснованный отказ, но никакого ответа не последовало.
"Геть, москали!"
Впрочем, некоторые беженцы изначально понимают, что не смогут остаться в Крыму. В материковой России больше перспектив получить разрешение на временное проживание и устроится на работу. При этом так думают не только переселенцы из зоны АТО, но и с Западной Украины.
Уроженец России Алексей Гончаров прожил в Тернопольской области вместе с семьей 15 лет. Когда начался майдан, оставаться в регионе стало опасно, говорит Алексей.
- Мы с женой были возмущены действиями националистов и даже ездили на "антимайдан" в Киев, - рассказывает пенсионер. - Потом на Украине случился переворот, а в нашей деревне усилились гонения со стороны односельчан.
По словам его жены Натальи Гончаровой многие знакомые и родственники из-за этого уехали в Россию. Они боялись, что их сыновей заберут в зону АТО воевать против таких же русских, как и они сами.
- Односельчане выбивали нам окна с криками "Геть, москали!", над нашим восьмилетним сыном издевались в школе только потому, что он русский, - говорит Наталья. - После того, как двух старших сыновей пришли уводить на войну, мы ночью собрали пожитки в мешки и все вместе бежали в Россию.
Три недели семья ночевала на вокзале. Временное жилье удалось найти только с помощью волонтеров, так как организованные властью пункты временного проживания в Крыму были закрыты еще осенью, а после Нового года беженцев перестали централизовано перевозить на территорию материковой России из-за отсутствия договоров с транспортными компаниями.
- Мы изначально понимали, что не сможем остаться в Крыму и были готовы переехать в любой регион России, где принимают беженцев и помогают им обустроиться. Но сколько ни обращались в ФМС и другие органы власти - результата не было и нет. Нашему среднему сыну Максиму надо ходить в школу, а шестилетняя дочка Ксения нуждается в лечении - у нее эпилепсия. Просим помощи и участия у представителей власти: не оставайтесь равнодушными к проблемам людей.
Чемодан, вокзал, Россия
Также была вынуждена бросить свое жилье во Львове и переехать в Симферополь Елена Новикова. Разрешение на временное проживание она, как и другие наши герои, не получила, но не отчаялась. Более того, сразу включилась в общественную деятельность и нашла возможность помогать другим беженцам.
- Я входила в Партию регионов и имела четкую гражданскую позицию, - рассказывает Елена. - Когда во Львове произошел захват власти, националисты стали звонить всем членам партии с угрозами: "Или вы покаетесь", или "чемодан, вокзал, Россия". Мы не стали испытывать судьбу и двумя семьями - я, муж, младшая дочь и беременная старшая дочь вместе со своим мужем - бросили свои квартиры и приехали в Крым.
Елена стала волонтером, во время "крымской весны" готовила пищу для ополченцев, помогала другим беженцам на общественных началах. Сейчас Елена - начальник отдела патриотического воспитания и культурно-массовых мероприятий организации "Крым - новая жизнь". Семья живет в пансионате у знакомых, снова пытается добиться РВП.
Неиссякаемый поток
Председатель общественной организации "Жизнь в твоих руках" Екатерина Горелкина говорит, что получает многочисленные просьбы о помощи ежедневно. Поток переселенцев уменьшился, но не иссяк. Только в эту организацию обращаются до тысячи человек в месяц с просьбой помочь с жильем и питанием, лекарствами и едой, с жалобами на сложности в получении патента и РВП, на проблемы с медобслуживанием и так далее.
- Осенью людей переправляли в разные регионы России централизовано, - напоминает Екатерина Горелкина. - Многие звонят и рассказывают, как хорошо устроились. Например, недавно семья, переехавшая в Южно-Сахалинск, поделилась с нами радостью: их оформили по программе переселения и предоставили двухкомнатную квартиру.
Беженцы с Украины едут в Крым, потому что сюда добраться проще всего и потому что он им кажется родным. Но порой местная власть дает обещания, которые не в состоянии выполнить.
- Если у вас есть чувство ответственности, не зовите людей сюда, объясняйте, что им нужно ехать в любой регион России, кроме Крыма, Москвы и Санкт-Петербурга - тут нет квоты для беженцев, - обращается волонтер к представителям власти. - Да, люди смогут легализоваться, получив патент, но этот путь не для пожилых, не для семей с маленькими детьми, не для инвалидов. Это для тех, кто может работать и имеет деньги на получение патента.
В ФМС "Российской газете" подтвердили, что централизованного размещения переселенцев и доставки их на материк уже несколько месяцев нет, а договоры с перевозчиками до сих пор не заключены. Когда это будет сделано, в службе сказать затруднились.
- В Крыму нет квоты на временное убежище, а квота на РВП в этом году составляет 1500 человек, - говорит помощник руководителя управления ФМС РФ по РК Яна Смолова. - Она еще не исчерпана, так что пусть люди не паникуют. Квоту распределяет не ФМС единолично, а межведомственная комиссия. Все, кто имеет на это право, разрешение получат. Мы работаем в рамках закона.
Яна Смолова подчеркнула, что каждый вторник руководство УФМС принимает граждан в Симферополе на улице Тренева, 3А. Переселенцы, желающие выехать на материковую часть России, должны обратиться по адресу: ул. Киевская, 139А.
Сергей Цеков, член Совета Федерации РФ, сенатор от Крыма:
- Считаю необходимым возобновить работу пунктов временного проживания и снова централизовано доставлять людей на материк. Наша задача - помогать беженцам из всех регионов Украины. Я возьму этот вопрос на контроль.
Контакты
Телефон горячей линии УФМС: (0652) 556-643
Телефон доверия: (0652) 556-247
Сайт: http://www.92fmsgov.ru
Желающие помочь семье Гончаровых могут позвонить Наталье по телефону
+7 978 090 49 56