19.03.2015 20:30
В мире

Критика полиции стала табу для политиков в США

Полицейские в США вежливы только в спокойной обстановке, а на малейшую угрозу приучены реагировать жестко
Текст:  Игорь Дунаевский (Вашингтон)
Российская газета - Федеральный выпуск: №58 (6629)
Американский Фергюсон в последние дни вновь оказался в центре внимания после того, как в начале марта министерство юстиции США опубликовало доклад, уличивший местную полицию в систематических проявлениях расизма. Под шквалом критики в отставку ушел шеф полиции города Томас Джексон, правозащитники потребовали отставки и мэра Джеймса Ноулза. На улицы под лозунгами против жестокости и расизма вышли сотни человек, а 12 марта в ходе мирной акции у полицейского управления неизвестный открыл огонь и тяжело ранил двух правоохранителей.
Читать на сайте RG.RU
Беспорядки в Фергюсоне

Массовые протесты против полицейского беспредела прокатились в последние месяцы по всей Америке. Их очагом и эпицентром стал Фергюсон, где в августе прошлого года белый патрульный Дэррен Уилсон застрелил безоружного чернокожего подростка Майкла Брауна. В городе, где две трети населения - афроамериканцы, после убийства Брауна вышли на улицы тысячи людей, обвинявших Уилсона в чрезмерном применении силы и требовавших справедливого расследования.

Нью-Йорк заплатит 3,9 миллиона долларов семье убитого подростка

Попытки полиции блокировать изначально мирные акции протеста привели к волне беспорядков. Правоохранители пустили в ход резиновые пули, слезоточивый газ, свето-шумовые гранаты. Толпа отвечала коктейлями Молотова, камнями, погромами и поджогами. Для ее подавления в город ввели силы Национальной гвардии США. Десятки человек были задержаны. Кадры тех дней шокировали и самих американцев, и весь мир: в стране, претендующей на звание "цитадели демократии", улицы города заполонили бронеавтомобили, сотни тяжело экипированных правоохранителей и гвардейцев. Широкую известность получила видеозапись полицейского, целившегося из автомата в мирных и безоружных демонстрантов и угрожавшего расстрелять их. Справедливости ради заметим, что его отстранили от службы. Но даже в самой Америке многие, включая политиков, тогда задались вопросами: а зачем вообще полиции такое оружие и техника? Зачем было использовать против демонстрантов средства, которые уместнее смотрелись бы в зоне военного конфликта? Почему власти не сдерживают очевидную жестокость правоохранителей, превративших мирные протесты в побоища?

Впрочем, тема чрезмерного применения силы полицейскими для США далеко не в новинку. Способность гасить конфронтацию - это вообще не сильная сторона американских правоохранителей. Полицейские в США вежливы только в спокойной обстановке, а на малейшую угрозу приучены реагировать жестко. Обычно объясняется это свободным ношением оружия в США, ведь только зарегистрированных стволов на руках у населения свыше 300 миллионов. Промедление в борьбе с вооруженным преступником может стоить жизни не только патрульному, но и окружающим. Поэтому приоритет для полицейских - ликвидировать угрозу, а потом уже разбираться, были ли методы оправданными.

Вердикт о невиновности полицейского вызвал митинги в 37 штатах Америки

Что это означает применительно к акциям протеста? В США мероприятия такого рода - часть принятого поведения, и по большей части проходят эти акции мирно, без вмешательства полиции. Однако как только возникает пограничная ситуация, появляется повод отреагировать - полицейские не церемонятся. И если перед ними оказывается и без того эмоционально разогретая толпа, как это было в Фергюсоне, ситуация быстро идет по пути эскалации. Определить, кто выступает зачинщиком в каждом конкретном случае, почти невозможно - это цепная реакция пререканий, мелких стычек, после которых изначально мирные протестующие хватаются за камни и бутылки и громят все вокруг.

В целом правозащитники обращали внимание, что методы полиции становились все жестче после террористических атак 11 сентября 2001 года. В подготовленном в 2006 году докладе для Комитета ООН по правам человека отмечалось, что "война с террором создала у правоохранителей чувство безнаказанности и размыла и без того немногочисленные инструменты гражданского контроля за их работой".

И действительно, случаи привлечения к ответственности полицейских, "переборщивших" с применением силы - большая редкость. Расследование ведут обычно внутренние комиссии в самой полиции или традиционно симпатизирующие патрульным окружные прокуроры. Достоянием гласности случаи становятся во многом благодаря работе специализирующихся на этом правозащитных организаций. Критиковать полицию даже косвенно - табу для большинства политиков. Когда в прошлом году мэр Нью-Йорка Билл де Блазио выразил симпатии протестовавшим против произвола полиции, правоохранители потом несколько раз демонстративно поворачивались спиной при его появлении на публике. Такое ощущение исключительной роли ведет к многочисленным злоупотреблениям. К тому же нередко это накладывается на другие факторы, в том числе расизм. Так, после убийства Брауна министерство юстиции США провело собственное расследование о рутинной работе полицейских Фергюсона, заключив, что расовые предрассудки для них - не миф, а будничная норма: cтражи порядка дискриминировали чернокожих, чаще применяли против них силу.

США