Случайно ли в последнее время Утесов стал так часто появляться в телесериалах? Актеров гримируют старательно - роль не главная, но значимая. Утесов появлялся в "Ликвидации", в "Жизни и приключениях Мишки Япончика", да и сейчас - в сериале "Орлова и Александров" не обошлись без него. Да и как было обойтись? Потому что, да, он таки целая эпоха. Потому что песни его, таки да, и сегодня жить помогают. Со всеми его одесскими кичманами и моряками Мишками, со старыми извозчиками и прекрасными маркизами.
Утесов, между прочим, много раз был первым. В 39-м году снялся в первом в СССР музыкальном клипе на песню "Пароход". Снялся в первой по-настоящему яркой советской комедии "Веселые ребята". Создал самый популярный джаз-оркестр. Под его песни "с боем брали" города и дошли до Берлина. Позже он - а кто еще? - стал чудесным героем мультфильма "Старая пластинка".
Про него, конечно же, ходил миллион разных баек. Да он и сам их с удовольствием рассказывал. Как, скажем, стал Утесовым. Одесский артист Скавронский пригласил юного Вайсбейна (такова была его фамилия) в 1912 году в свою миниатюру - но потребовал подыскать возвышенный псевдоним. Возвышенный? Может, Скалов? Горский? Или Холмский? Наконец добрался до утесов - так Утесовым и стал.
В тридцатых годах, когда женщины смело шагнули к станкам, стали сталеваршами, трактористками, а то и молотобойцами, Утесова спросили строго: "Почему в оркестре не видно женщин? Отстаете от времени!". Он объяснил: "Взять в оркестр красивую - будут отвлекаться музыканты, а посадить безобразную - я же петь не смогу!". Впрочем, с ним вскоре стала выступать его дочь Эдит - и ничего, прекрасно спелись.
В конце 1980-х в Одессе задумались о создании музея-квартиры Утесова, тогда же стали появляться первые экспонаты. Что же касается Бориса и Эдуарда (отца и сына) Амчиславских, - они жили в том самом утесовском дворике, отец знал Леонида Осиповича. Первые страницы их будущей книги, можно сказать, появились в феврале 1990 года в одесской газете "Знамя коммунизма". Здесь были впервые приведены слова из одного письма Утесова - о дате рождения. Была некоторая путаница - двадцать первого или двадцать второго родился великий советский артист? В очередных томах тетралогии Амчиславских "Я родился в Одессе..." есть фотокопия страницы из книги записей одесского раввината за март 1895 года (ее передал краевед Виктор Корченов), из которой следует: все-таки 22-го.
Материалы для книги Амчиславским помогают собирать друзья-коллекционеры. Филофонист Сергей Ставицкий из Запорожья прислал редкие фотографии - некоторые попались ему в Одессе на Староконном рынке.
Софья Млинарис, вдова театрального администратора Давида Млинариса, старейшего друга Утесова, передала множество уникальных материалов. Например, афишу одесского Театра миниатюр 1918 года, анонсировавшую выступления любимца публики Леонида Утесова 15 января. Неизвестные фотографии нашлись в Петербурге у Нины Винниченко - ее тесть, Николай Винниченко, играл в оркестре Утесова на банджо, снимался в "Веселых ребятах", танцевал чечетку.
Главная часть проекта Амчиславских - создание Утесовской энциклопедии. По словам Эдуарда Амчиславского, это будет "максимально информативное издание, компактно вобравшее в себя данные о советской эстраде XX века". А как же музей? Амчиславские с группой энтузиастов пытались открыть его в течение пятнадцати лет (с 1982 по 1997 год). Какой же одессит не понимает, что такой музей необходим? Увы, так не считают представители власти.
Музея Утесова в Одессе как не было, так и нет.