24.03.2015 08:47
Экономика

На юге России открылся ярмарочный сезон

На юге России открылся ярмарочный сезон
Текст:  Ксения Бурменко Ирина Варламова
Российская газета - Экономика Юга России: №60 (6631)
На юге, где развитие АПК имеет особое значение, поддержка сельского хозяйства заложена во всех региональных планах. Отдельным пунктом в нем стоит развитие ярмарок. В связи с кризисом ярмарочная торговля вновь пошла в гору.
Читать на сайте RG.RU

Налегли на мясо и рыбу

В прошедшие выходные в Ворошиловском районе Волгограда прошла сельхозярмарка, на которой свою продукцию представили более 90 производителей из двух десятков районов области. Местные власти обещают проводить такие мероприятия в течение всего теплого сезона на разных городских площадках, и это помимо шести постоянно действующих сельхозярмарок. Именно ярмарки становятся "ответом" регионов кризису.

Производители хлеба разработали антикризисные меры для отрасли

В течение нескольких лет в регионе наблюдалась тенденция, когда доля рынков и ярмарок в общем торговом обороте снижалась, пока к концу прошлого года не опустилась всего лишь до шести процентов. Рыночную торговлю вытеснила сетевая, доля торговых сетей в общем товарообороте достигла почти 30 процентов, а в структуре оборота продуктов питания, напитков и табака составляет и вовсе 69 процентов.

На сегодняшний день в Волгоградской области действует 43 розничных рынка, из них лишь 26 - сельскохозяйственные. Есть районы, где вообще нет рынков. Правда, в области насчитывается свыше 230 сезонных сельхозярмарок. При этом в миллионном Волгограде лишь пять сельхозрынков. Одним из самых популярных у горожан является продовольственный рынок-ярмарка "Восток" в Краснооктябрьском районе Волгограда.

- Сейчас цены на овощи и фрукты сравнялись с магазинными. А вот мясо и рыба здесь действительно и дешевле и свежее, так как торгуют сами фермеры. Есть и перекупщики, конечно. Но их, как правило, уже в лицо знаешь, - говорит пенсионерка Нина Клименок.

Дина и Борис Бирскалиевы, владельцы личного подсобного хозяйства из Быковского района, приехали на ярмарку торговать говядиной.

- Конечно, продавать мясо самим выгоднее, чем сдавать перекупщикам или на переработку, - говорят крестьяне. - Но не все фермеры отваживаются ехать в город. Для торговли определенная жилка нужна. К тому же на ярмарке мы стоим, как правило, два дня, пятницу и субботу. Сразу встает вопрос: где ночевать, как питаться? Важно не ошибиться с объемами: привезешь слишком много, не продашь - излишки придется сдать за бесценок. Сейчас пост начался, поэтому торговля идет не особо бойко. Зато перед Пасхой будет оживление.

К слову, по данным еженедельного мониторинга цен, который проводят правительства и администрации регионов, в Волгоградской области - самое дешевое мясо.

Ждем арбузов

Астраханская область обеспечивает другие регионы России бахчевыми, картофелем, овощами, рисом, мясом. По данным статистики, объемы производства арбузов и дынь в регионе выше внутренних потребностей в 7,3 раза, картофеля - в 2,5, риса - в 3,3, рыбы и рыбопродуктов - в 1,6, мяса (в том числе птицы) - в 1,1 раза.

Потребительскую корзину жителя Ленобласти испытают на поросенке

При этом в области также наблюдается тенденция увеличения доли торговых сетей в общем товарообороте, но именно рынки и ярмарки, а также магазины экономкласса при общем росте цен на продукты питания помогают сдержать темпы. Как показывает мониторинг цен, в Астраханской области продукты питания - одни из самых дешевых на юге. Цены на продукты на рынках и ярмарках примерно на 15 - 20 процентов ниже, чем в магазинах. Этого удается достичь благодаря тому, что 80 процентов мест на них предоставляют фермерам, местным сельхозпроизводителям, рыболовецким хозяйствам.

Всего же в Астраханской области работают 140 рынков и ярмарок.

Мед и рыба

В Ростовской области по итогам 2014 года доля рынков и ярмарок в общем товарообороте составила девять процентов. Под ярмарочные торги отведено 716 территорий.

Алексей Немерюк: В Москве нет скачка цен на продовольствие

- В донском регионе уже сложились устойчивые связи между покупателями и сельхозпроизводителями. У многих горожан есть свои любимчики фермеры, их ждут, заранее заказывают продукцию. Поэтому сельхозпроизводители приезжают в город с уверенностью, что весь товар будет реализован. Главное отличие нынешнего сезона в том, что ярмарки будут проводиться не реже двух раз в неделю, - говорит начальник отдела торговли департамента потребительского рынка области Ольга Сторожева. - Упор сделаем на донские продовольственные бренды. Например, Тарасовский район славится медом, Цимлянский - рыбой. На ярмарках, организованных муниципалитетами места для торговли предоставляют бесплатно, поэтому цены на продукцию, как правило, ниже рыночных на 10 - 15 процентов.

Одна из первых масштабных ярмарок прошла в минувшие выходные в Ростове-на-Дону. В торгах приняли участие сельхозпредприятия, крестьянско-фермерские хозяйства и предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности из разных районов и городов области. Всего собралось порядка 150 организаций. Большим спросом пользовались масло растительное, мясо, яйца, макаронные изделия, гречка, рыба, сыр, масло сливочное, картофель, лук, капуста, морковь, свекла, яблоки.

Бойко шла торговля у крестьян из села Мало-Федоровка Неклиновского района. Стоимость свинины и говядины была ненамного ниже рыночной, но в этом случае для покупателей было важнее, что мясо от местного производителя.

- Собственное фермерское хозяйство нам удалось организовать, объединившись с соседями. Сейчас в нашей агломерации - три семьи, - рассказывает фермер Татьяна Шиян. - Такая кооперация позволяет укрупняться и не зависеть от других сопутствующих предприятий. Например, объединившись, мы смогли построить собственную бойню. Поголовье свиней небольшое, всего 50 голов, коров - 100. Каждый день мы возим свежее молоко на продажу в Таганрог. Мясную продукцию реализуем, как правило, на ярмарках. Они позволяют торговать не в убыток себе. Здесь бесплатные торговые места и ветеринарный контроль.

У ростовчан ярмарки пользуются большой популярностью.

- Меня прежде всего привлекает возможность выбора, - отметил один из покупателей. - Дело в том, что на Дону очень много небольших производств, чья продукция не доходит до торговых сетей, - объемы не те. А на ярмарки такие сельхозпроизводители приезжают с удовольствием. И что самое главное, продукция качественная, можно сказать, экологически чистая, без добавления растительных жиров. В частности, мы покупаем сливочное масло, творог. Есть и небольшая экономия.

После Ростова-на-Дону наибольшей привлекательностью пользуются ярмарочные торги в Новочеркасске и Шахтах.

Комментарий

Александр Родин, президент АККОР Ростовской области:

- Ярмарки, безусловно, хороший способ поддержать и население, и сельхозпроизводителей. Особенно когда наступает сезон овощей: помидоров, картофеля. Однако у большинства донских фермеров продукция не ярмарочная. В Ростовской области в основном выращивают зерновые и подсолнечник. Мало кто занимается животноводством. За 2014 год в Ростовской области на 530 фермерских хозяйств стало меньше. Одна из причин их распада - проблемы со сбытом продукции. Ярмарки решают их отчасти. Нужно наладить регулярный сбыт через магазины, интернет-торговлю. Для этого личные подсобные хозяйства надо укрупнять, создавать кооперативы. Также важно, чтобы у малого бизнеса на селе была своя структура, фермерская организация, которая бы могла оперативно оказать поддержку.

Товары и цены Астраханская область Волгоградская область Ростовская область Юг России