23.03.2015 21:20

"РОСНАНО" подтвердило контрольные цифры продаж в сфере наноиндустрии

"РОСНАНО" подтверждает контрольные цифры продаж в сфере наноиндустрии
Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Федеральный выпуск: №60 (6631)
В октябре 2009-го под заголовком "Цифру назовите!" наша газета опубликовала комментарий к принципиальным заявлениям Анатолия Чубайса на международном нанотехнологическом форуме в Москве. Его тогдашние слова, произнесенные публично, задавали важнейший ориентир и для "РОСНАНО" как института развития нанотехнологий в России, и для тех, кто в эту перспективу поверил. "Задача, которая перед нами была поставлена, - сохранил диктофон ключевую фразу, - поставлена в лоб и абсолютно внятно: 900 миллиардов рублей - объем продаж к 2015 году...."
Читать на сайте RG.RU

Контрольный срок настал. По итогам прошлого года "РОСНАНО" впервые сообщает о получении чистой прибыли в 8 миллиардов рублей - в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. А что же с обещанным объемом продаж?

В конце минувшей недели Анатолий Чубайс представлял журналистам финансовую отчетность за 2014 год уже в качестве председателя правления управляющей компании "РОСНАНО". Она создана в декабре 2013-го вслед за преобразованием в марте 2011-го государственной корпорации "РОСНАНО" в открытое акционерное общество с одноименным названием и теми же стратегическими задачами - быть институтом развития наноиндустрии и технологическим инвестором.

Судя по отчету, произведенная реорганизация с появлением новых управленческих надстроек не стала предлогом для оттягивания сроков и пересмотра ранее принятых обязательств, что делает честь топ-менеджерам "РОСНАНО". А сам Анатолий Чубайс, отвечая на прямой вопрос "Российской газеты", сообщил: у проектных компаний объем фактических продаж нанопродукции в 2014 году составил 227,2 млрд рублей. У независимых - при плане 550 - этот показатель достиг 719 млрд рублей.

- Таким образом, - резюмировал наш собеседник, - есть очевидное выполнение целевых задач. Причем считаем не мы сами, а Росстат. На 2015 год плановая цифра выручки от продаж по нашим проектам - 300 миллиардов рублей, план по независимым от нас компаниям - 600 миллиардов. С учетом итогов прошлого года и того, что в заделе на нынешний, у нас нет сомнений, что мы справимся и с той, и с другой цифрой.

Объем продаж нанотехнологической продукции, которую произвели созданные и/или профинансированные "РОСНАНО" компании, был и остается ключевым показателем эффективности нового для нашей страны института развития. При этом важно понимать, что организационные усилия и финансовые средства с целью коммерциализации перспективных разработок и создания на их основе работающего бизнеса направляются прежде всего туда, где усматривается значительный экономический потенциал.

Но все ли здесь "нано"? В последнее время вы беретесь за масштабные проекты, которые лишь в какой-то части можно отнести к нанотехнологиям - скажем, те же ПЭТ-центры...

Анатолий Чубайс: Несколько лет назад правительство РФ выпустило постановление, в котором содержится подробное определение того, что такое "нано" и нанопродукция. Там несколько групп. Первая - это в чистом виде нанопродукция, например, нанодисперсный порошок. Вторая группа - конечная продукция, создание которой было бы невозможно без использования наноматериалов. Третья - конечная нанопродукция, при производстве которой используются нанотехнологии.

Я, конечно, упрощаю, там достаточно сложно все это сформулировано. Но по этим трем группам и ведется анализ. Вы спросили про центры позитронно-эмиссионной томографии. Чтобы эту томографию осуществить, необходимо пройти три стадии. Стадия номер один - получение изотопа. Далее из изотопа изготавливается радиофармпрепарат. Стадия номер три - этот радиофармпрепарат, введенный человеку, сканируется на позитронно-эмиссионном томографе. Совершенно очевидно, что первая и вторая стадии - это нанотехнологии. Таков однозначный вывод нашего научно-технического совета, экспертизы очень строгой. Члены НТС назначаются советом директоров и от нас независимы.

Несколько крупных проектов у вас заточено на стройиндустрию...

Анатолий Чубайс: Знаковый проект этого года - гигантский домостроительный комбинат "Мортон" в Московской области. Это уникальный технологический комплекс, который интегрирует в себя сразу несколько наших проектов: энергоэффективное стекло, композитную арматуру завода "Гален" в Чувашии, краски нашей компании "Акрилан" и многое другое. Энергоэффективные стекла снижают потери тепла примерно на 40 процентов. Специальное напыление (размерности менее 100 нанометров) создает гетероструктуру, которая обеспечивает зимой тепло, а летом не допускает перегрев помещений от солнечного света. Композитные материалы (базальтопластик) вместо обычной железной арматуры также снижают теплопотери и не подвержены коррозии. Мы не говорим, что весь дом построен из атомов, по нанотехнологиям, но мы утверждаем, что все ключевые технологии, которые дают этому дому новые качества, - это действительно нанотехнологии. Затраты на содержание такого дома снижаются существенно. Домостроительный комбинат "Мортон" становится драйвером для других наших проектов в строительной индустрии.

Еще пример - тонкопленочная технология производства солнечных панелей. Она предполагает нанесение на сложнейшем оборудовании в вакууме таких нанослоев на стекло, которые обеспечивают преобразование светового фотона в электрон. Так мы вместе с компаний "Хевел" создали первую солнечную электростанцию на Алтае, которая прошла квалификацию "Совета рынка".

Оправдались ли ожидания от светодиодных проектов, в частности с компанией "Оптоган", о чем в свое время много писали?

Анатолий Чубайс: "Оптоган" продолжает производить продукцию и поставлять ее на рынок. При этом, надо прямо сказать, мы столкнулись с трудной конкурентной ситуацией, и потребовалось время, чтобы понять, где у нас есть сильная компетенция, а где нам бессмысленно конкурировать. К примеру: есть стадия изготовления светодиодного чипа. На весь объем "Оптогана" нужно было три ростовые установки, а в крупных зарубежных компаниях таких установок по 600 в гигантских чистых комнатах. Конкурировать с ними по критерию себестоимости - три против шестисот - бессмысленно. Но, с другой стороны, у нас есть своя технология корпусирования, это стадия, следующая за изготовлением чипа. И тут, как нам кажется, у нас есть фундаментальное преимущество, связанное с использованием специальных люминофоров, обеспечивающих правильный цвет и эффективность самого изделия... Мы определили выгодную для бизнеса нишу, и сегодня "Оптоган" - это работающая и развивающаяся компания.

А какие новые производства удалось запустить в прошлом году и что еще ждать из планов в 2015-м?

Анатолий Чубайс: Всего в прошлом году было одиннадцать пусков. В том числе очень значимые и прорывные - от энергоэффективного стекла (завод SP Glass в Московской области) до проектов в социальной сфере. Один из них - Центр позитронно-эмиссионной томографии в Уфе, где на сверхранней стадии заболевания можно получить диагноз, в то время когда другими способами его получить невозможно. И это очевидным образом сказывается на возможности излечения. Речь идет об онкологии, и мы ясно понимаем, что попали здесь в лучшую мировую практику. Поэтому проект, который запустили в Башкирии и где недавно побывал премьер-министр Дмитрий Медведев, мы делаем сетевым. В этом году аналогичные центры будут открыты в Орле, Курске, Липецке. Дальше у нас - Тамбов и целый список: Екатеринбург, Калуга, после - Сибирь и Владивосток. Мы создаем уникальное государственно-частное партнерство в медицинской сфере, потому что увидели в этом высочайшую востребованность. И со стороны пациентов, и со стороны профессиональных врачей. Это для нас проект особой значимости.

В числе важнейших пусков нынешнего года - открытие в Чувашии производства компании "Хевел", крупнейшего в России производителя тонкопленочных солнечных панелей. Особым приоритетом считаем программу импортозамещения, в том числе в оптоволоконном производстве. К лету планируем завершить отладку технологического оборудования и получить первую партию российского оптоволокна на новом научно-производственном комплексе в Мордовии. Ожидается настоящий прорыв. Попытки организовать производство в России собственного оптоволокна предпринимались с 1998 года, но рынок в мире и в России сегодня практически полностью сформирован под контролем американских производителей с небольшой долей японских и европейских компаний.

Пуск предприятия в Саранске не только решит проблему импортозамещения в отечественной отрасли, но и позволит нашей кабельной промышленности (около 15 заводов в России плюс 2-3 на территории СНГ) сохранить и упрочить конкурентные возможности на мировом рынке.

Еще один значимый проект реализуется совместно с Трубной металлургической компанией. Речь о производстве для нефтегазового комплекса высокотехнологичных труб. Их эксплуатационные свойства будут значительно улучшены за счет легирования и микролегирования наноструктурными сплавами, которые на 15-20 процентов повышают прочность и пластичность труб, а также их стойкость к коррозии. Раньше это покрытие было, практически, монополией одной из западных компаний. Теперь - наша российская технология. Не уступает в качестве, выигрывает по цене, сулит успешный выход и на мировой рынок.

PS

Сегодня в инвестиционный портфель ОАО "РОСНАНО" входят 85 проектов прямых инвестиций и 10 фондов нанотехнологий. Общий объем инвестиций превышает 141 млрд рублей. В 26 регионах России уже запущено 57 производственных площадок и R&D центров. Выручка портфельных компаний "РОСНАНО" в 2014 году превысила плановый показатель более чем вдвое и составила 227 млрд рублей. Годовые темпы роста предприятий нанотехнологического кластера - 12 процентов, что в 1,6 раза больше средних по обрабатывающей промышленности.