С утра до вечера над аэродромом Борисоглебска стоит гул и свист реактивных двигателей. Подготовка идет интенсивно: четыре летные смены в неделю, каждая по восемь часов. Летчики отрабатывают пилотаж в самых разных условиях: в одиночку, парой, группой, ведущим, ведомым, при ясной погоде и в облаках.
- Неизвестно, какая погода будет над Москвой 9 мая. Возможно, придется пробивать облачность в составе группы. Чтобы не растерять друг друга и не тратить время, собирая строй, отрабатываем сейчас, - пояснили летчики.
Перед групповыми полетами происходит "пеший пилотаж": взяв в руки модели самолетов, летчики ходят по специальной площадке, разбитой на сектора и расчерченной на маршруты, изображая, как они полетят на самом деле.
- Дел много: помимо летных смен есть теоретические занятия, другая работа, семье остается воскресенье. Но летать здорово! Только для этого и учились пять лет, - улыбнулся старший лейтенант Александр Козочкин.
В "Крылья Тавриды" отобрали лучших инструкторов борисоглебской авиабазы, которые учат здесь летать курсантов. В пилотажной группе инструкторы сами превратились в учеников, а задние, преподавательские кресла Як-130 заняли летчики "Стрижей".
- Сильные ребята, все у них получается. Впитывают новые знания, как губка. Думаю, в ближайшее время будут выступать как пилотажная группа, - рассказал пилот "Стрижей" Дмитрий Рыжеволов. Сами "Стрижи" вместе с "Русскими витязями" покажут в небе над Москвой фигуру "кубинский бриллиант": ромб, составленный из пяти Су-27 и четверки МиГ-29. К Кубе фигура отношения не имеет, а названа в честь аэродрома базирования пилотажных групп, Кубинки.
Шестерка Як-130 пройдет над Красной площадью равнобедренным треугольником, при этом расстояние между самолетами не превысит трех метров. Официального названия у фигуры нет, между собой летчики называют ее "борисоглебской балалайкой". Поведет группу заместитель командира авиабазы Денис Кохановский.
- Задача ведущего создать комфортные условия для полета ведомых и выйти на цель в заданное время. В данный момент цель - Красная площадь. "Стрижи" сильно помогают, без них вообще ничего бы не получилось. Еще неделю позанимаемся здесь, 1 апреля перелетим на подмосковный аэродром. Там будет 10 тренировок над Алабино, две репетиции над Красной площадью - одна из них генеральная, - и 13-й полет на самом параде, - рассказал летчик.
"Парадные" самолеты ничем не отличаются от боевых: такое же темно-серые с красными звездами. Рядом гоняют двигатели других Яков, в параде не участвующих. Под одним лазит на корточках инженер с завода "Иркут" - зазор створки шасси оказался на полтора миллиметра большего положенного. Старший инженер авиабазы Роман Садыков не нарадуется на бортовую электронику Як-130:
- На предыдущих типах проверяющему самолет технику надо было открыть десятки люков, залезть внутрь с манометром и линейкой, замерить все вручную. Особенно неудобно зимой, когда теплая одежда затрудняет доступ. А здесь достаточно нажать кнопку предполетного контроля и самолет сам доложит о состоянии всех систем. Намного проще и быстрее, время подготовки к полету сократилось вдвое.
В XIX веке на месте аэродрома располагался конногвардейский манеж, а учебные аудитории авиабазы служили кавалеристам казармами. Борисоглебская летная школа основана в 1922 году, одним из первых ее выпускников стал Валерий Чкалов. Выросшее из школы летное училище имени Чкалова окончил нынешний главнокомандующий ВВС России Виктор Бондарев. В новейшей истории училище стало авиабазой, где проходят практику курсанты. А Борисоглебск уже почти 100 лет является городом авиаторов: в каждой второй семье кто-то служит или работает на авиабазе. За воздушным парадом 9 мая будут наблюдать все.
- У меня точно все будут смотреть: родители, родственники, супруга, оба сына, - рассказал Денис Кохановский. - Старшему 17, тоже летчиком собирается стать.
Подготовка пилотажной группы "Крылья Тавриды" к Параду Победы