Ситуация, надо заметить, со времен "лихих 90-х" изменилась: в 1999 году великой державой называли нашу страну меньше трети (31%) ее граждан, а 65% с печалью констатировали, что былое величие России осталось в прошлом.
Сейчас почти половина россиян (49%) полагает, что Россия остается страной с высоким уровнем жизни, пусть даже и не самой сильной в мире. Для 47% наше лидерство бесспорно: Россия - великая держава, которую другие страны уважают, считают они. Каждый девятый (11%) уверен, что роль РФ в решении международных проблем - определяющая, 57% назвали ее довольно важной.
Однако почти две трети россиян (63%) обеспокоены тем, что отношение к нашей стране со стороны других государств далеко не всегда назовешь дружественным - по мнению опрошенных, нам сейчас действительно угрожают внешние и внутренние враги. Лишь 23% думают, что подобные разговоры - просто пропаганда и способ запугать население, причем число сторонников такой точки зрения упало за год на 4%. Нет, не пугают - все правда. 35% россиян отметили, что за последние полгода нас стали больше бояться, 26% - что Россию теперь больше ненавидят. 16% чувствуют, что нашу страну теперь больше уважают. Правда, лишь 2% думают, что за полгода в мире нас больше полюбили, 8% - что стали лучше понимать. В основном, если сравнивать итоги опросов полугодовой давности и сейчас, вокруг себя мы видим скорее негатив, чем позитив. И готовы к недружественным акциям.
Это не мешает россиянам жить, не особо оглядываясь ни на Запад, ни на Восток, ни в какую-либо другую сторону. В данном случае решающую роль играет доверие к "пророкам в своем отечестве" . По данным социологов ВЦИОМ, большинство граждан вполне доверяют президенту страны и его политической линии. 93% считают, что у Владимира Путина есть своя команда, на которую он может опереться, и входят в нее его единомышленники и профессионалы, а не просто друзья и знакомые. Наши сограждане достаточно сильно обеспокоены кризисными явлениями в экономике, падением курса рубля, военными действиями на востоке Украины и многими другими проблемами - социологам Левада-Центра об этом говорил примерно каждый третий респондент.