28.03.2015 17:19
Культура

Над сценой екатеринбургского ТЮЗа "проплыла" Русалочка

Текст:  Татьяна Андреева Ксения Дубичева (Свердловская область)
Читать на сайте RG.RU
Спектакль "Русалочка" в екатеринбургском ТЮЗе

В екатеринбургском ТЮЗе поставили "Русалочку". Столь технически сложного шоу на уральской сцене прежде не было.

Артисты покоряют воздушное и водное пространство, им под силу акробатические этюды, изысканная хореография и оперные вокализы: мультижанровый премьерный спектакль "Русалочка" потребовал от них таировской "синтетичности". И они блестяще справились.

В свердловском театре показали "старомодную" комедию

Зрителю позволено пережить редкое театральное впечатление - "этого не может быть", когда глаза отказываются верить, а мозг пытается разгадать, в чем фокус. За счет смешения жанров - циркового искусства, оперы, современного танца - в спектакле создан подводный мир с подробностями, легко доступными в компьютерной графике, но в театре требующий бесконечной изобретательности. Плещут холодные волны, плывут двухмачтовые бриги, тоскливо кричат чайки... В ролях морских жителей артисты неведомым образом парят над сценой, пренебрегая силой тяжести. "Смотри, смотри, морская лошадь плывет!" - непосредственно реагируют маленькие зрители, а взрослые - просто сидят, открыв рот, потому что "не может быть".

Волшебный мир создал художник-постановщик Даниил Ахмедов в союзе с художником по свету Тарасом Михалевским и композитором Евгенией Терехиной. Живое биение океана - главная музыкальная тема спектакля. Близкий к инфразвуку гул, как камертон, настраивает зрителя на сказку Андерсена куда точнее, чем долгие рассуждения (есть предположение, что как раз из-за инфразвука пропадали корабли и самолеты в Бермудском треугольнике). Не чуждается композитор и юмора, например, изящно и к месту цитируя залихватский моряцкий танец "Яблочко" как музыкальную характеристику Принца (Сергей Молочков) - и все про этого персонажа становится ясным и понятным.

От Андерсена в спектакле осталось лишь избранное: сказка сказывается не словами. Собственно текст отдан трем "маскам" (Марина Егошина, Алексей Журавлев, Елена Стражникова) - то ли коверным клоунам, то ли Пьеро, то ли панкам. Разве что пара монологов достались Ведьме (Олеся Зиновьева), речь произносит Морской царь (Валентин Смирнов), сокрушается Бабушка (Екатерина Демская). Главные герои обходятся без слов - как отдавшая свой чудесный голос Русалочка. Они танцуют наравне с танцовщиками из "Провинциальных танцев" (хореограф-постановщик спектакля Татьяна Баганова, один из самых именитых российских хореографов современного танца).

Мария Викулина - Русалочка - очень андерсеновский персонаж, нежная и беззащитная, "красивей нее на дне морском никого не было". Ее грациозная Русалочка переживает мучительное превращение, резвится, пытаясь покорить Принца, хотя ноги ее будто ступают по острым ножам, отказывается от убийства ценой своей жизни...

Современный танец, как выяснилось, дети воспринимают "на ура". Их совершенно покорили визуальные эффекты, акробатика и сложный грим. На апрель все билеты на "Русалочку" уже проданы.

Для взрослого зрителя "Русалочка" - в какой-то мере спектакль-открытие: на уральской сцене таких технически сложных шоу еще не было. Мультижанровые постановки привозил Чеховский фестиваль, но репертуарные театры не решались браться за такой титанический труд.

И он не напрасен. Формально "Русалочку" можно считать этапной для уральского театра постановкой, спектаклем нового века. Что касается содержания, то каждый зритель волен решать сам, о чем эта история - притча ли об обретении бессмертной души, история о крахе мечты, о любви к недостойному Принцу, о самоотверженности или о том, наконец, что Русалочки, как известно, не плачут.

Театр Екатеринбург Урал и Западная Сибирь