События, подобные чемпионату мира по футболу, - это всегда стресс для системы общественного транспорта. Достаточно вспомнить сумасшедший трафик на дорогах во время Олимпиады-2008 в Пекине, для борьбы с которым власти вынуждены были выпускать половину автомобилей по четным дням, а половину - по нечетным. В преддверии прошлогоднего мундиаля в Бразилии сотрудники метрополитена Сан-Паулу воспользовались ситуацией, объявили забастовку с требованием повысить зарплату, чем сразу же спровоцировали транспортный коллапс в городе.
Организация транспортного обеспечения Олимпиады в Сочи в прошлом году позволила протестировать системы организации движения общественного транспорта при событии такого масштаба в одном городе. Сложность не только в регулировке транспортных потоков, но и в обеспечении города достаточным количеством современного, высокотехнологичного транспорта. Опыт проведения Игр в Сочи показал, что воплощение таких грандиозных планов в жизнь под силу только настоящему гиганту в своей отрасли. Группа ГАЗ, занимающая около 65% автобусного рынка страны, стала поставщиком Игр в Сочи-2014 и всего за год изготовила почти 800 специально разработанных к этому событию автобусов.
Теперь перед организаторами чемпионата мира стоит более серьезная задача: организовать перевозки и обновить парк автобусов сразу в 11 городах. Так, например, только в одном Екатеринбурге планируется купить почти 200 автобусов. В Сочи, напомним, использовалась почти тысяча автобусов, но после Игр машины отправили на маршруты Санкт-Петербурга и Подмосковья. В каждом из 11 городов-участников пройдет по 6-8 матчей. Всего организаторы рассчитывают продать более 3 млн билетов. За время чемпионата, по предварительным подсчетам, будет перевезено около 10 млн пассажиров, тогда как в Сочи за время Олимпийских и Паралимпийских игр было перевезено примерно 3 млн человек.
Первое, с чем столкнулись города - участники мундиаля, - несоответствие работающих на городских маршрутах старых автобусов высоким европейским стандартам. Сегодня автобусы со сроком эксплуатации более 15 лет составляют 45% от общего парка страны. Для городов-участников подготовка к ЧМ-2018 - прекрасный повод обновить парк общественного транспорта. Опыт проведения крупнейших соревнований сформировал у пассажироперевозчиков некий оптимальный стандарт для общественного транспорта. Если на менее загруженных маршрутах подойдут и среднепольные, и высокопольные машины, то на самых загруженных участках и в часы пик оптимальное решение - низкопольный транспорт без ступеней. Автобус должен обладать высокой пассажировместимостью (от 85 человек), чтобы уместить как можно большее количество болельщиков. Также должны быть предусмотрены специально оборудованные места для безопасной перевозки маломобильных пассажиров. Естественно, подавляющее большинство старой техники на городских маршрутах не соответствует этим требованиям. Таким образом, модернизация и закупка новой техники станет одним из самых масштабных проектов в организации городского транспортного обслуживания за последние годы.
Хотя до ЧМ-2018 еще три года, закупка пассажирского транспорта для него уже началась. Города-участники начали активно приобретать партии модернизированного подвижного состава. Важно отметить, что российские автопроизводители, используя опыт сочинской Олимпиады, оказались полностью готовы к производству высокотехнологичного общественного транспорта. Так, в январе 2015 года Группа ГАЗ поставила 50 низкопольных автобусов ЛиАЗ-529260 в Ростов. В начале весны переданы пассажироперевозчику Самары 82 машины ЛиАЗ-529370, работающих на компримированном природном газе.
Поставляемые в города машины отвечают самым современным требованиям к пассажирскому транспорту. Так, низкопольный автобус большого класса ЛиАЗ-529260 имеет самый высокий показатель вместимости в своем классе. Машина рассчитана на транспортировку 114 пассажиров, включая 28 посадочных мест, а также специально оборудованное место для перевозки людей с ограниченными возможностями передвижения.
ЛиАЗ-529260 комплектуется двигателем экологического стандарта Евро-4 мощностью 275 л.с. Автобус оборудован механической аппарелью для беспрепятственного въезда и выезда инвалидных колясок. Низкий уровень пола увеличивает скорость пассажирообмена и сокращает время прохождения маршрута на 15%. Электронное управление подвеской дает возможность полностью приподнять или опустить автобус для преодоления сложных участков маршрута.
Региональные руководители считают, что новые закупки позволят решить проблему обновления транспорта не только в связи с предстоящими спортивными событиями, но и надолго решить накопившиеся транспортные проблемы городов. Это позволит повысить уровень транспортного обслуживания в городах России до уровня Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и прочих крупных городов, где на маршрутах используется только самая современная техника. Глава администрации Самары Олег Фурсов рассказывает, что такая крупная партия автобусов поступила в город впервые за последние 20 лет. "С учетом износа, который существует в автопарке Самары, 82 новых ЛиАЗа - существенный вклад, который поможет решить часть накопившихся транспортных проблем города. Мы и дальше будем обновлять автопарк, чтобы повышать уровень комфорта жителей", - заявил он при передаче автотранспорта городу.
"Качество автобусов соответствует программе подготовки к ЧМ-2018 и муниципальной программе обновления автотранспорта, - отметил губернатор Ростовской области Василий Голубев после осмотра техники. - Подготовка к чемпионату мира по футболу дает уникальную возможность обустроить города и районы области с учетом современных требований. Тот задел, который мы создадим здесь, будет служить людям на десятилетия вперед".